КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Социальные сети как инструменты политической пропаганды

Оригинал взят у grimnir74 в "Социальные сети как инструменты политической пропаганды"
1

Политическая пропаганда была всегда. И всегда она была направлена на войну или удержание/захват власти. Неважно, в какую форму были оформлены пропагандистские идеи - папские буллы, указы царей, или запускаемые в народ слухи и сплетни против тех самых властей: сами по себе они были с самого начала цивилизации.

С течением времени пропаганда становилась изощреннее, развивались как механизмы внедрения идей в общественное сознание, так и носители. Сначала использовались отдельные газеты и листовки. Потом ее поставил на поток: революционеры всех мастей, нацисты, коммунисты. К печатному слову прибавилось радио и телевидение.

Однако наступление эры Интернета качественно изменило саму суть пропаганды. Вначале в Интернете использовались традиционные инструменты пропаганды – печатная продукция, видео, только внутри сети. Но люди, особенно граждане, выросшие в СССР и постсоветском пространстве, привыкли никому не верить и читать между строк. Обмануть доверчивого пользователя с одной стороны легко – особенно когда он «сам обманываться рад» – а с другой необычайно сложно – слишком часто население России и окрестностей обманывали, так что оно не верит «обычным» источникам информации.

Вместе с тем, внедрить необходимые идеи в общественное сознание является одной из основных задач различный структур. Интернет предоставил социальные сети, форумы и блоги в качестве площадки для формирования необходимых образов.

Работа в них ведется сама по себе и в дополнение к традиционным методам – печатному и телевизионному слову. Наши исследования показывают, что с весны 2014 года, работа пропаганды в социальных сетях и блогах пространства Рунета стала активнее и филигранние, среди основных действующих агентов и механизмов можно выделить следующие типы:

1. Политические тролли.
Эта группа людей, ведущих аккаунты с целью грубых и откровенных нападок на оппонентов, забалтывания темы, формирования мнения, что огромное число читателей не одобряет позицию автора. Работают они как внутри соцсетей и блогоплатформ – так и в электронных СМИ, где дается возможность читателям комментировать через аккаунты соцсетей. В последнее время наблюдаются подобные случаи даже на иностранных языках и в других странах от имени якобы местных жителей.
Существуют политические тролли уже продолжительное время, однако влияние их постепенно утрачивается.
2. Заказные статьи. Заказные статьи и репортажи существуют и в старых традиционных СМИ. Только в социальных сетях их распространяют с помощью лайков, репостов, ретвитов. Распространяют как простые пользователи за деньги – (например, система репостов в «Живом Журнале» предоставляет такую возможность), или другие работники системы, о которых речь пойдет дальше. Заказные статью берут обычные блогеры или сообщества – в качестве платной рекламы. Пишутся они якобы от первого лица и имеют широкое влияние.
3. Группы политботов. Это относительно новое явление. Определенные властные структуры выделяют средства, нанимают группы людей которые заводят много аккаунтов и ведут их якобы от имени обычных людей. Они общаются, дружат между собой с целью повышения рейтинга своих страниц, которые заполняют огромным числом разных постов, где каждый 5-10-ый ставится тот, который дается руководством. Тысячи аккаунтов создают видимость общественного мнения, выражение поддержки различным действиям заказчика и неодобрения его противников. Такие массированные методы никогда не используются простыми коммерческими рекламодателями. Как выглядит такой блог/страница соцсети? Наши наблюдения позволили выявить типовую структуру блога политического бота со следующим (усредненно) набором записей:
а) Давайте дружить.
б) Какие милые котики
в) Путешествие на Карибы
г) Министр Х отлично работает на благо страны.
д) 10 видов опасных животных
е) Затмение луны
ж) Красивая музыка
з) Президент страны Y снова сделал глупость.
Сотни, тысячи таких аккаунтов также организовано помогают выводить в ТОПы нужные статьи и записи, которые потом цитируют СМИ как общественное мнение. Основное отличие от традиционной пропаганды – видимость народной массовости, а не официальных заявлений или единичных мнений журналистов.
Однако социальные сети используют не только официальные структуры, но и оппозиционеры разных стран. Мы помним массовые протесты, организованные через Твиттер – но там используются совершенно другие методы, обычно нет или почти нет финансирования и неудачи чаще удач. Одно время власти пытались бороться запретами против распространения оппозиционной информации в интернете, но осознав трудности данной деятельности, перешло к практике противодействия через создания собственного информационного поля.
Сегодня во многих странах или ветвях власти разных стран больше стремятся к запретам, но не брезгуют и методами пропаганды.
Очень популярны фейки (ложные новости, «утки») которые расходятся как горячие пирожки, а опровержения их куда меньше – за редким исключением. Но это не только сетевой метод.

На сегодняшний день социальные сети – самый перспективный и развивающийся рынок пропаганды. И такой рынок не пройдет мимо пропагандистов. Это «сарафанное радио» наших дней. А оно, как известно, было всегда более действенным, чем официальные СМИ.

На фоне того, что тиражи газет падают, телевидение теряет доверие – социальные сети выходят на первый план. Некоторые политики различных стран даже свои предвыборные компании ведут порой только в Интернете и особенно в социальных сетях – и успешно.
Министры сообщают о решениях через свои аккаунты.
Мы можем констатировать дальнейшее увеличение влияния социальных сетей на политику и общество.


Автор: Алексей С. Железнов© (автор блога)
Статья написана для Международной научно-практической конференции (третьих Северо-кавказских социологических чтений) под эгидой СКФУ

Подробнее на темы пропаганды в блогах Живого Журнала можно прочитать тут:
1. http://grimnir74.livejournal.com/3302966.html
2. http://grimnir74.livejournal.com/3799567.html
3. http://grimnir74.livejournal.com/3812555.html
Tags: Выборы, Интернет, Политтехнологии, Психология
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
И вновь обращаюсь к статье из своей книги «Моя бессонница» , под названием «Украина.Язвы»( 9.06.22016г.). Пять лет назад мне казалось , что название статьи слишком уж резкое, а содержание и прогнозы, изложенные в ней, уж очень пугающие. Перечитав статью по прошествии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments