КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Сокровища Одесского залива


Рэк (wreck – кораблекрушение) – так называют дайверы спуск на затонувшие суда. В Одесском заливе одним из самых ценных рэков считается румынский транспорт «Сулина», затонувший в 1942-ом году, торпедированный советской подводной лодкой. В конце лета с кормы судна попытались срезать герб румынской королевской семьи. Команда Владлена Тобака, основателя «Лаборатории подводных технологий» и Международной общественной организации «Украинский центр морских экспедиций» попыталась предотвратить ограбление объекта подводного наследия и исправить повреждение

Тайна затонувшего немецкого самолета Юнкерс-52
Отходим от яхт-клуба  на катамаране «Огюст Пиккар», построенном силами дайверов. Он назван в честь швейцарского физика Огюста Пиккара, изобретшего батискаф «Триест», который опускался в Мариинскую впадину. И служит также научным изысканиям. Море штормит. Из-за этого решили пойти на большем судне, а не, как планировалось, на маленьком «Калипсо». Влад показывает на качающийся на волнах у причала мотобот, который также служит научной плавучей базой.



– На «Калипсо» мы сделали ряд открытий: идентифицировали подводную лодку Щ-212 возле острова Змеиный, затонувшую в 1942-ом году, подорвавшись на мине. Возле мыса Большой Фонтан нашли захоронение древних животных – безрогих носорогов, мастодонтов, саблезубых тигров. Обнаружили два деревянных парусных  судна 19 века. Отыскали затонувший в 1942-ом году немецкий транспортный самолет Ю-52, Влад показывает на экран гидролокатора, где фиксируется затонувший объект. Этому предшествовала кропотливая исследовательская работа. Мы смотрели фильмы о войне, и задались целью найти сбитый самолет. Просчитали, что должен быть в районе якорной стоянки кораблей. Обнаружили немецкий транспортник. Были установлены все члены экипажа. Но вот, что интересно, командира там не оказалось. Хотя в списке значился погибшим. Он проявился через два года, воевал под Николаевым. Есть версия, что в то время он был в самоволке и не полетел в  злополучный рейс.
Сейчас самолет признан объектом культурного наследия. Но ничего по его сохранности не делается, сетует исследователь. В 2010-ом году с судна на него кинули якорь, отчего крыло Юнкерса обвалилось.  Самолет находится в районе якорной стоянки. И в любой момент может быть поврежден еще больше.

Одесские дайверы спасают герб румынской королевской семьи
Чуть дальше по курсу  в трех милях от берега «Сулина» – судно румынской королевской семьи, потопленное советской подводной лодкой в 1942-ом году. Оно шло в составе конвоя с грузом пшеницы и боеприпасов из Констанцы в Николаев. На сегодня это один из самых интересных объектов в Одесском заливе, на который съезжаются посмотреть дайверы из разных стран.
Однако в августе была попытка экзотермической резкой спилить герб королевской семьи на корме одну из самых ценных достопримечательностей этого рэка, рассказывает Влад, Нарушители были задержаны пограничниками с оборудованием для резки, кислородными баллонами. Но на следующий день их отпустили.  Мы надеемся, что они понесут наказание.
Профессиональный водолаз Алексей готовится к спуску на глубину 20 метров.
Этот выход – только примерка, говорит водолаз. – Хотим просчитать, что нужно сделать, чтобы заварить разрез на гербе.


Фото http://diveinfo.ru/news/22/31020/

Застрял в пещере из-за «крыла»
К погружению готовятся Андрей и Татьяна. Раньше одесситы каждый год ездили в Крым. Сейчас решили попробовать «нырялку» в Одесском заливе. Андрей занимается дайвингом больше 12 лет. Приобщил жену и трех дочек.
Когда я увидел в 15 км от берега на дне моря бутылку, перестал мусорить, признается дайвер.  – Люди, которые хоть раз побывали под водой, смотрят на мир другими глазами.
Дайверы скрываются в черной воде моря. По пузырям видно, куда они направились.

Фотоальбом выложен здесь

Мы всегда идем парами, а еще лучше на связке, рассказывает Людмила, которая 15 лет назад попробовала дайвинг. И сегодня работает в магазине по продаже подводного снаряжения. – В море все может случиться. Мне рассказывали ребята, как они обследовали  «Сулину». Через люк проникли в трюм. Подняли муль. Ничего не видно, темно, потерялись.  А по правилам, если заблудился, нужно идти поверху.  Парень так и сделал. Но выхода найти не может. Нигде люка нет. Вдруг его кто-то за руку как схватит. Это был напарник. Вместе стали искать. Вышли с другой стороны судна.
Главное, в любой ситуации не паниковать, резюмирует женщина. – Мой знакомый с напарником оказались одни в открытом океане. Поднялись на поверхность. Никого. Берега не видно. Определись по компасу, куда плыть. К вечеру добрались до острова.
Свой случай рассказал Илья. Он обследовал подводную пещеру и застрял в проходе. Как ни старался, ни вперед, ни назад. Посмотрел по манометру, сколько осталось воздуха. Хватит еще на 10 минут. Подумал, что могло произойти. Понял, что зацепился «крылом» компенсатора, который позволял в пещере находиться в горизонтальном положении.  Он сдул его и смог выбраться на поверхность.
Свою историю рассказывает Таня. Она уже побывала на многих рэках в одесском заливе.
Мы с напарником совершали погружение к немецкому самолету на 20 метров. Ныряли, постепенно привыкая к глубине. Я почувствовала, что уже готова спуститься к  Юнкерсу. И тут мы сталкиваемся лбами с моим напарником. А он мне показывает – нужно подниматься.   А ведь я уже у цели. Я поднялась. Оказалось, напарник заметил пятно сероводорода. От него сразу чувствуешь неприятные ощущения, начинает  жечь лицо, руки. И мы успели уйти.



Осьминог обвил руку щупальцами
Полчаса проходит незаметно.  Супруги возвращаются.
Видимость полтора, два метра, отчитывается Татьяна, все судно облеплено мидиями. Если бы нам не сказали, что оно здесь, подумали, что это просто скала. Потом увидели люк, заглянули в его зияющую черноту. На большее времени не хватило.
Андрей доволен увиденным. В следующий раз собирается обследовать «Сулину» внутри. Юрий, дайвер с 15-летним стажем предлагает провести экскурсию по судну. Показать его достопримечательности. В его экипировке есть все, даже нож.
Как говорил Кусто, нож для вас самая бесполезная  вещь. Но в какой-то момент он может стать необходим, Юрий бывший военный моряк, побывал в морях и океанах. И знает цену этим словам. На глубине он попал в остатков сетей, оставленных рыбаками. И как раз тут пригодился нож. А в Индийском океане Юрий встречал с десяток акул.
Если их не трогать, не убегать, они в девяти случаях из десяти проплывут мимо, утверждает дайвер. – Но всегда есть степень риска. И ты должен адекватно оценивать ситуацию.  Однажды на глубине 35 метров заметил осьминога в трещине скалы. Я поймал его за щупальце, тяну. Он другим щупальцем вокруг руки обвил, прижался. Я чувствую, как он упирается. И как хорошо держит мое запястье. В какой-то момент я понял, что эта борьба может продлиться очень долго. А воздуха в баллоне оставалось на минуты. И я отпустил его. Потом, поднявшись, подумал, а что бы было, если бы я продолжал его держать. И самому стало не по себе.

В районе Тендры покоятся сокровища османского флота
Безопасность – первое правило для дайвера. С этого начинается обучение подводному плаванию в международной Школе «Кусто», которая является официальным представителем Федерации Подводного Спорта и Подводной деятельности Украины (ФПСПДУ). Она создана на базе одного из старейших центров по подготовке водолазов и спортсменов-подводников. И оснащена всем необходимым.
В зимнее время мы проводим обучение в бассейне, в теплый сезон выходим на объекты Одесского залива, – говорит Влад. – Начинаем с небольших глубин. В районе Дофиновки на 6 метрах есть остатки теплохода «Аджария». Тренируемся в «районе погибших кораблей», где на мелководье  в 1941-ом году были затоплены доки с эвакуируемыми паровозами. Интересны для посещения на входе в порт Южный английский пароход «Патагония», транспортное судно «Брянск», паровой фрегат «Тигр», с которого была снята пушка и установлена на Думской площади. В районе Ильичевска находится колесный пароход, торпедные катера «Виджелия» и «Вифорул». Много затонувших кораблей в районе острова Березань, Кинбурнской косы. Есть и свои легенды. Так, во время Тендровского сражения, когда русская эскадра адмирала Ушакова разгромила турецкий флот, был взорван  флагманский корабль «Капудание», где находилась, как предполагают, казна всего османского флота. За сокровищами было снаряжено несколько экспедиций. Но пока ничего не найдено.




Дайвер должен быть заинтересован открывать новые рэки
Черное море – своеобразный клад рэков для дайверов. По оценкам экспертов, на дне находятся не менее полутысячи различных судов, на которые возможны погружения. В то же время Влад отмечает, что ситуация с дайвингом в Украине требует корректировок. Дайверы не заинтересованы открывать новые рэки, потому что объекты будут признаны государством объектами культурного наследия и последует запрет на их посещение.
Дайвер должен быть заинтересован в открытии новых судов, уточняет Владлен. – Сегодня можно получить сертификат, лицензию. Но зачастую для выхода на объекты Черного моря  возникает масса преград.
И нам нужно упорядочить свое законодательство, сделать дайвинг более свободным, как это оформлено во всех цивилизованных странах, считает специалист.
Обеспечивая выходы дайверов на рэки, в то же время «Украинский центр морских исследований» преследует цель проведения научной работы.
Погружения для нас – это всего лишь один из инструментов, позволяющих приоткрыть завесу тайн в различных областях науки изучения моря. Прежде всего, мы являемся организаторами морских экспедиций с научными целями, объясняет Владлен Тобак. Мы проводили мониторинг морских обитателей с Одесским дельфинарием, исследовали фауну с Институтом биологии Южных морей, брали пробы грунта и исследовали качество морской воды со специалистами Одесского Экологического университета. Мы строили наше судно именно под научные проекты. Оно оснащено всем необходимым, чтобы проводить экологические, биологические, гидрологические, археологические научные экспедиции.


Фотоальбом выложен здесь
       «Огюст Пиккар» возвращается из очередного путешествия. За штурвалом Максим Микитенко, судостроитель по образованию, внесший свою лепту в создание катамарана,   яхтсмен, заводит катамаран в яхтклуб, чтобы пополнить запасы провизии, заправить кислородные баллоны. И завтра снова в море.
Инна Ищук
moryakukrainy

Tags: Дайвинг, Здоровый образ жизни, История, Чёрное море
Subscribe

promo komanda777 march 23, 08:33 1
Buy for 1 000 tokens
Что делают взрослые, когда хотят рассказать детям об окружающем их мире, научить как в нем жить, объяснить правила поведения среди себе подобных, дать им первые представления о добре и зле, но при этом самое главное изложить в доходчивой и доступной форме. Что делают взрослые, когда хотят…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments