КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Иван Орловский: Как не потерять наше село?

  О том, что в жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны ситуация критическая, знают все. Сегодня средства, заложенные в бюджете, а также оплата за услуги ЖКХ идут на ремонт и обслуживание инфраструктуры, а не на реформы. Вместо того чтобы менять ущербную систему на эффективную, средства просто вливаются в латание дыр.

Развал системы жилищно-коммунального хозяйства – результат отсутствия программы реформирования этой системы. За годы независимости политики всегда находили для себя, как им казалось, более важные вопросы: политические, экономические, отодвигая проблему ЖКХ на второй план. В результате страна оказалась без серьезной программы этой жизненно важной для людей отрасли. И ни мэры, ни начальники ЖЭКов, ни слесари с электриками ничего не изменят, если не изменить систему и не создать работающую программу.

    Действующее правительство, судя по всему, намерено наконец-то приступить к решению проблемы. Об этом говорят и обнародованные планы создания ОСМД, и будущее принятие Жилищного кодекса. В печати идет обсуждение реформы ЖКХ, выступают чиновники, рассказывают, как будет реформироваться система, как будут создаваться Общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), как вместо ЖЭКов работы будут выполнять управляющие компании. Пусть и с оговорками, но более-менее ясно, как это будет проходить в городе; но о реформировании ЖКХ в районах и селах я не слышал ни одного внятного объяснения.

    Получается, что о селе, районах никто не думает. По данным 3–4-летней давности (к сожалению, более свежими данными я не располагаю), в Одесской области насчитывается свыше 1100 сел, в которых проживают 830 тыс. человек (35 % от всего населения области). Из этих тысячи с лишним сел в нескольких десятках сел живут по 2–3 человека.

    На мой взгляд, необходимо проанализировать ситуацию по сельским населенным пунктам Одесской области. Может быть, есть смысл жителям этих «микросел», расположенных вдали от транспортных артерий, предложить переселиться в более крупные поселки, в которых есть атрибуты цивилизации. Так, между прочим, поступали при советской власти, когда жителей малых и отдаленных сел переселяли в центральные усадьбы колхозов. Разумеется, сейчас это надо делать исключительно на добровольной основе – есть люди, которые не представляют себя без своего хуторка, хотят доживать свой век на своем родном подворье. Им надо дать эту возможность. Ну а тем, кто готов сменить место жительства, нужно предоставить комфортабельное жилье со всеми преимуществами современного жилкомунхоза. Такие меры позволят сосредоточить миллионы гривен на создании современных условий (вода, электроэнергия, газ и т. д.) в этих поселках.

    За последние пять лет в селах родилось 30 тыс. детей, а умерло людей в два раза больше – 60 тыс. человек. В 40 % сельских населенных пунктов нет клубов, Домов культуры, отсутствуют библиотеки. В 35 % сел нет никаких медицинских учреждений, магазинов или рынков, отделений связи, храмов, спортивных сооружений.

    Только половина трудоспособного населения на селе имеет постоянную работу. Каждый четвертый из всего трудоспособного населения нигде не работал и не учился. За двадцать лет независимости выросло поколение молодых людей, которые мало того, что сами не работали ни дня, они не видели, чтобы работали их родители – на селе нет работы, кроме как на своем участке.

    Совсем недавно благодаря телевидению достоянием всей страны стала ситуация в ПГТ Сарата, где канализационные стоки проникли в систему водоснабжения поселка, несколько человек оказались в больнице с отравлением. Этот случай, как в капле воды, отразил общую ситуацию с состоянием жилищно-коммунальной сферы украинской провинции.

    Кроме того, одной из проблем нашего села стал вывоз бытовых отходов. Разумеется, пищевые отходы находят применение в откорме домашнего скота, а вот «признаки» цивилизации – тара, строительный мусор, полиэтилен – оседают в близлежащих к селу лесопосадках, превратившись в стихийные свалки. И когда осенью сходит листва, перед глазами открывается безрадостная картина. Поэтому необходимо определиться в этом вопросе, выделить места централизованного сбора и переработки бытовых отходов.

    Безоглядная передача земель в аренду фермерам привела к тому, что распахивается все, вплоть до земли, которая раньше в колхозах использовалась для выпаса скота. Таким образом, зачастую сельские жители лишились возможности содержать скот, что, в свою очередь, приводит к разрушению домашних хозяйств и деклассированию селян.

    Наше село по уровню инфраструктуры остается на уровне XIX века. Какой специалист – врач, учитель, чиновник – останется там жить? Значит, село обречено на гибель. А ведь именно село, украинская провинция остаются стержнем, на которое опирается государство.

    В таких условиях совсем не кажется фантастической картина, когда мы в ближайшее время увидим обезлюдевшее село, когда все трудоспособные жители и молодежь разъедутся в поисках лучшей доли по городам и заграницам. Вот только кто будет кормить страну? Дошло до того, что сало и масло стали закупать за рубежом, польское мясо неуклонно вытесняет украинское. Оказалось, что бразильский сахар стал дешевле винницкого, что экологически чистые продукты нужны только немцам, французам и англичанам. Украина уже не в состоянии сама себя обеспечить продуктами питания. Разве об этом можно было подумать еще 20 лет назад?

    Жители сел и маленьких поселков стараются отправить своих детей в город – сначала на учебу, а затем и на постоянное жительство. Их можно понять – на селе нет ни работы, ни более-менее современной инфраструктуры. Эти понятия оказались взаимосвязанными.

    За годы советской власти и социальная, и инженерная инфраструктура села создавалась и эксплуатировалась в основном за счет колхозов и совхозов. За двадцать лет «рыночных» отношений, после развала сельхозпредприятий, эта инфраструктура так и не приобрела новых хозяев, кроме сельсоветов, которые не могут ее полноценно содержать.

    Кроме того, в сельской местности, в отличие от города, где большую часть собственности составляет жилой фонд, занимающий относительно небольшую территорию, на селе наоборот – индивидуальные дома с приусадебными постройками, рассредоточенные на больших территориях.

    Поэтому для содержания жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности требуется значительно больше затрат, и капитальные вложения в развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности (в расчете на одного жителя или квадратный метр площади) гораздо более высокие, чем в городе.

    Это основные причины, по которым на селе практически не ведется реформа жилищно-коммунального хозяйства.   Так что же нам – смириться с этим положением, махнуть рукой?

       В своем недавнем выступлении премьер-министр Николай Азаров сказал, что для выхода из сложившейся ситуации в сельском хозяйстве страны нужны колоссальные инвестиции и изменение отношения к земле. По словам Азарова, предстоящую земельную реформу можно осуществить до 2012 года, сделать землю инвестиционным ресурсом, с помощью которого нужно привлечь реальные средства. Эти слова нужно понимать так, что будет открыт путь к продаже земли. И здесь перед правительством, и перед Верховной Радой станет задача провести эту реформу так, чтобы не пострадали интересы селян, аграриев.

    Считаю, что продажа земли может осуществляться только с комплексом мер по социальной защите сельских жителей, по аналогии с приватизацией крупных госпредприятий. Только на селе социальная защита должна выражаться в создании (или восстановлении) социальной сферы (школ, дошкольных учреждений, клубов, библиотек, амбулаторий, физкультурно-оздоровительных учреждений) и коммунального хозяйства (сетей водопровода, газоснабжения, электроснабжения, котельных, автомобильных дорог).

    Так что возможные пути реформирования ЖКХ на селе нужно рассматривать как взаимосвязанные действия экономического и административного характера. Государство должно разработать нормативы, по которым потребности сельских жителей в коммунальных услугах будут обеспечиваться в соответствии с национальными стандартами.

    К сожалению, я не уверен, что передача системы ЖКХ под руководство управляющих компаний – как в городе, так и на селе –приведет к стремительному улучшению положения. Сомневаюсь, что у жильцов будет особый выбор в том, какую компанию нанимать. И каким образом будут конкурировать эти управляющие компании? И смогут ли жильцы контролировать деятельность этих компаний так, чтобы те окончательно не разорили жильцов?

    По определению, не получается конкуренции среди компаний-монополистов – по отоплению, по электро-, газо- и водоснабжению, по вывозу мусора.

    Поэтому для сельской местности я вижу выход в том, чтобы новые владельцы земли выполняли установленные государственные стандарты по обеспечению селян услугами ЖКХ. В качестве потенциальных подрядчиков могут выступать специализированные сельские инженерные организации («Сельхозтехника», «Межколхозстрой» и т. д.), а также малые частные предприятия, расположенные на территории населенного пункта.

    Общества собственников жилья, созданные в границах жилого поселка или села, состоящего из малоквартирных домов и домов усадебного типа, на сегодняшний день могут стать способом защиты прав собственников жилья. Такие общества дадут возможность собственникам жилья влиять на управление общим имуществом, на привлечение того или другого подрядчика, следовательно, на стоимость и качество предоставляемых услуг, создадут условия для привлечения дополнительных источников финансирования.

    Недавно я узнал о крымском опыте, где в небольших селах создаются сообщества типа ОСМД, объединяются 60–80 домов и делают свой водопровод и станции по очистке воды. Частично в этом помогают местные бюджеты, частично люди вкладывают свои деньги. При проведении земельной реформы сюда могут добавиться новые собственники земли. Наверное, такая схема станет наиболее правильной в наших условиях. Участие государства должно состоять в разработке стоимостных нормативов, контроле над соблюдением стандартов и внедрением новых технологий.

    Мы видим, что кроме больших технических проблем в сельской местности (износ сетей, высокая аварийность, необновление оборудования) существуют экономические и организационные проблемы.

Все годы независимости власти не трогали сферу жилищно-коммунального хозяйства – ведь она очень болезненна для населения и касается всех. Сейчас уже ясно, что если в ближайшее время государство не предпримет решительных шагов в этой области, мы можем потерять наше село.



Иван Орловский,

депутат Одесского областного совета,
соучредитель компании «Таврия В»

                                                         Материалы по теме:                 
"Сельская жизнь":
                                                                                    в разделе "Путевые заметки"

                                                                   

Subscribe

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments