КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Борис Музалев: «Народное правление» реально может осуществляться через местное самоуправление

Прошедшие выборы в местные органы власти добавили пессимизма многим из нас. Избиратели продолжали разочаровываться в депутатах, в их способности создавать хорошие законы, контролировать бюджет и т. д., то есть разочаровались, по сути, в демократической системе. Называть действующую у нас систему демократической можно с большой натяжкой. Но демократия – это не только возможность выбирать.

Это политическая система, при которой народ является источником власти. В буквальном переводе с греческого языка – это народное правление, или народовластие.

Есть аксиома, что настоящее «народное правление» реально может осуществляться через местное самоуправление. Именно местное, потому что громада определяет цели бюджета, его наполнение и контроль над его расходованием. И делать это лучше всего через местное самоуправление.

Мы хорошо знаем по опыту развитых и успешных стран, как работает эта система. Работает уже свыше 150 лет и прошла проверку временем. У нас же местное самоуправление в том виде, в котором оно существует в этих странах, практически отсутствует. Даже в крупных городах, где, казалось бы, существуют признаки местного самоуправления (выборы мэра, городского совета). Районные, то есть низовые советы либо распущены, как это произошло в Киеве, либо их лишали реальных финансов.

Наполнение государственного бюджета деньгами происходило, минуя местные органы власти, транзитом снизу вверх. А уже оттуда деньги частично возвращаются к нам, или им, или другим. Получалось, что громада не всегда была хозяином своих заработанных денег и у нее не всегда были финансы, чтобы решить ситуацию на местном уровне.

В развитых странах с 50-х годов уже поняли, что необходима децентрализация полномочий через местное самоуправление и централизация во внешних и межгосударственных отношениях. Для выполнения своих функций государству, центральной власти, конечно, нужны деньги – для общенациональных проектов, для содержания армии, полиции и т. п. Но это не должно принимать такие формы, как у нас, когда центральная власть концентрирует у себя практически все средства, для того чтобы потом «одаривать» регионы. Эта система перераспределения ресурсов между регионами приводит к «уравниловке». Создается ситуация, когда органы местного самоуправления не имеют возможности самостоятельно решать собственные проблемы: одни из-за зависимости от дотаций, другие из-за того, что «лишние» средства у них изымают. Таким образом, местное самоуправление лишается стимулов для более эффективного развития региона – проще оставаться реципиентом, чем переходить в разряд доноров.

Украина уже давно присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления, но все разговоры о внедрении европейской политики передачи полномочий на места и развития местного самоуправления оставались разговорами. Более того: Европа ведь от нас этого требует не потому, что им это просто нравится, а потому, что понимает: наша система работает не совсем хорошо. Нам подсказывают: сделайте, как у нас, передайте постепенно больше полномочий на места, и все со временем будет работать!

Здесь, как и во многом в нашей жизни, ответы следует искать в истории. Ученые, изучающие мировые цивилизации, установили закономерность, что за периодом централизации власти следует распад империи. Это можно видеть на многочисленных примерах: от шумеро-персидских цивилизаций, Римской, Византийской империй, до последних, распавшихся в XX веке – Австро-Венгрии, Османской империи, Советского Союза. После излишней централизации всегда идет децентрализация. Концентрация слишком многих полномочий ведет к тому, что становится невозможным дышать. Нарушается разумный баланс между центральной властью и местным самоуправлением. Сверхцентрализация в конце концов приводит к недовольству составных частей империи, которые считают себя ущемленными, местная элита начинает искать возможности для самореализации, нарастают центробежные тенденции. Это как маятник – за централизацией и концентрацией власти следует разрушение.

Первопроходцами в становлении местного самоуправления, как и во многом, были США. Начался этот процесс свыше 150 лет назад, понятно, что были и разочарования, были мошенники, разворовывающие местные бюджеты. Об этом писал Теодор Драйзер в своих романах «Финансист», «Титан», «Стоик». О. Генри описывал эти явления в сатирическом виде в «Королях и капусте». Но со временем американцы нашли честных конгрессменов, депутатов, создали независимые правоохранительные органы, смелую прессу, а самое главное – вырастили умного избирателя. И система работает, конечно, не без исключений. Но, по крайней мере, местные бюджеты у них не воруются в тех объемах, как делается это в тех странах, где нет самоуправления.

Вот, наконец, и у нас при принятии бюджета Одесской области на 2011 год около 300 миллионов гривен было выделено на местные, районные и сельские бюджеты. Основная статья поступления – от налога на землю, это порядка 130 миллионов гривен, остальные – из других источников. Маловероятно, что у нас будут нарушения в стиле Т. Драйзера и О. Генри. Но даже если это случится, не нужно разочаровываться, мы просто обязаны пройти этот период. Его надо рассматривать как очень важный шаг в развитии местного самоуправления. Мы знаем, что у нас, как и в успешных странах, через местное самоуправление появятся новые политики, которые, востребованные избирателями, вырастут снизу и которые будут работать под их контролем. Это объективный процесс формирования полноценного гражданского общества.

В мире считается, что местное самоуправление наиболее эффективно действует, если охватывает 50 – 100 тысяч человек, максимум до 150 тысяч человек. Например, все мы знаем про 13-й округ Парижа, показанный в кино. Парижские власти разбивают округа так, чтобы избирателей было приблизительно по 100 – 150 тысяч. Если округ больше этих цифр, то им уже сложно управлять. Имеет смысл и нам применить опыт административно-территориального деления, проверенный в успешных странах.

Мы убедились, что сегодня бюджетная система Украины постепенно перестраивается и приспосабливается к потребностям территориальных громад и дает возможность органам местного самоуправления проводить самостоятельную деятельность. Это, в свою очередь, послужит укреплению стабильности государства, улучшению жизни людей.


Борис МУЗАЛЕВ,
депутат Одесского областного совета,
учредитель компании «Таврия В»


Источник

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments