КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Дежурный по Босфору

Оригинал взят у moryakukrainy в Дежурный по Босфору

Два десятилетия исполняется в этом году с момента открытия в Турецкой Республике первого Генерального консульства Украины в Стамбуле. Эта миссия выпала моряку, бывшему пассажирскому помощнику круизных лайнеров ЧМП, одесситу Игорю Лукшину.

В начале 1994-го меня вызвали в МИД, где предложили работать в дипломатическом ведомстве. К тому времени флот охватила разруха и разграбление, моряки остались без работы. Мое судно «Иван Франко», флагман ЧМП, стояло на рейде без топлива и снабжения, царил беспорядок, никто не знал его дальнейшую судьбу, затем оно было продано на разделку, хотя экипаж считает, что корпус, двигатели и каюты были в нормальном состоянии, и судно могло бы работать еще много лет... Однажды меня уже в ранге советника вызвал к себе министр Анатолий Зленко и озвучил решение о назначении в Стамбул Генеральным консулом, первым в истории украинско-турецких отношений.

Ключи к Босфору искать велели моряку

Коллегия МИД оценила важность и ответственность миссии, перечислялись задачи, политических, экономических, культурных сфер. В приоритетах значился и вопрос о черноморских проливах Босфор и Дарданеллы, единственным морским выходом Украины в Мировой океан. Дело в том, что турецкие власти ввели в июле 1994-го года регламент судоходства по этим проливам в целях усиления безопасности и защиты экологии. Поводом послужило столкновение танкера с сырой нефтью «Нассия» и сухогруза «Шипброкер» 13 марта 1994-го года. Через 18 часов после столкновения турецкие власти объявили о 15 погибших, 29 пострадавших и 14 без вести пропавших.

После столкновения танкер сел на грунт европейского берега пролива Босфор, а потом начал дрейфовать к азиатскому. На танкере продолжались взрывы и пожар, а на воде горела нефть, которая грозила другим судам и береговым сооружениям; была опасность большого пожара в Стамбуле.

Навигационные, технические и административные ограничения, предусмотренные регламентом, были расценены рядом стран как нарушение свободы судоходства и Конвенции в Монтре 1936-го года, регламентировавшей прохождение судов по проливам.

Украинских судов было уже мало, но при различных происшествиях, а в основном это были задержки судов в целях проверки, а также при прохождении во встречном направлении танкеров и крупных судов, я решал эти вопросы, как с администрацией проливов, так и с капитанами наших судов.

Некоторые дипломаты в Стамбуле направляли ноты протеста турецкому руководству с указанием сумм потерь за задержки, но я этого избегал.

За последние годы в проливе Босфор на его берегах установлены пункты безопасного прохождения судов, оснащенные современным оборудованием слежения и предупреждения аварийных ситуаций.

После получения экзекватуры (разрешения государства пребывания) от турецкого руководства я прибыл в эту страну для работы. В Анкаре познакомился с тогдашним премьер-министром Турции Хикметом Четином, а также с первым заместителем министра иностранных дел Юсдемом Санберком, который рассказал об основных направлениях турецкой внешней политики и заверил в дружественном отношении к нашей стране. «Между нами все должно быть ясно и открыто», сказал он.

Визы, ремонт судов и даже террористы!

В Стамбуле подыскал приличное помещение и началась работа. Больше всего времени занимала выдача виз для посещения Украины. Народу было много: бизнесмены, родственники, студенты, строители, спортсмены, туристы. Работали без выходных. За время моей каденции на оформлении виз Генеральное консульство заработало 2 миллиона долларов. Сейчас визовая система между двумя государствами отменена, что облегчило посещение Украины и Турции их гражданами.

Постепенно развивались экономические и торговые отношения между нашими странами. Объем торговли тогда составлял миллиард долларов, а в настоящее время уже достиг 6,5 миллиарда долларов. Я постоянно поддерживал контакты с председателем совета внешнеэкономического сотрудничества Камраном Сертелем, который помогал преодолевать свою и нашу бюрократию. Турецкие бизнесмены интересовались совместными украинскими фирмами, поскольку тогда законодательство Украины такие предприятия освобождало от налогов на 5 лет.

Параллельно процветала челночная торговля — из Украины вывозили все, что только можно было продать. Заместитель губернатора Стамбула Хайдар Шен в беседе со мной сказал, что общий объем такой торговли в этом городе достигал 5,5 миллиарда долларов в год.

Пришлось мне столкнуться с проблемой судоремонта и судостроения. На заводе в Пендике, неподалеку от Стамбула, ремонтировались украинские суда-композиторы. В доке стоял «Римский-Корсаков». Деньги на оплату ремонта не поступили, и работы приостановились. С турецкой стороны субсидировала фирма-гарант «Темпо альянс». Пришлось решать этот вопрос в Одессе, в ЧМП, куда в декабре 1994-го года прибыла делегация «Темпо альянс», и в моем присутствии был заключен договор с пароходством о значительной отсрочке платежей за ремонт судна.

В этот период я ознакомился с судостроительными и судоремонтными предприятиями Турции в Стамбуле, Пендике и Тузле. Здесь было выгоднее ближе и дешевле ремонтировать и строить наши суда, но, к сожалению, украинский флот стал уже буквально «уплывать».

Я посетил заводы фирм «Седеф», «Селах» и другие. Тогда турки строили новые суда водоизмещением до 5000 тонн. И сегодня Турция вышла на пятое место в мире в судостроении. Сейчас здесь строятся суда водоизмещением до 70000 тонн.

В январе 1996-го года мир был встревожен вылазкой террористов, грозившей жизни большого количества ни в чем не повинных людей. Это был вооруженный, с жертвами, захват террористами турецкого судна «Авразия» с гражданами Украины, России, Грузии на борту. Террористы направили судно в сторону пролива Босфор, намереваясь взорвать «Авразию» с пассажирами и заблокировать черноморские проливы.

Я был назначен руководством МИДа начальником штаба по освобождению украинских заложников. Усилия и напряженная работа не прошли даром и, как указано в приказе, в результате «оперативного i професiйного вирiшення питання по врятуванню життя заручникiв громадян України, захоплених терористами на паромi «Авразiя», заручники були звiльненi». Мир вздохнул с облегчением.

Стамбул-отец – Одесса-мама!


Памятными для меня были встречи с тогдашним мэром Большого Стамбула Таиипом Реджепом Эрдоганом. Впервые я обратился к нему в связи с необходимостью улучшить положение Генконсульства: утвердить стоянку для наших автомашин, решить вопросы об охране и т.п. Меня приятно удивило то, что все поставленные вопросы были положительно решены в тот же день. Мэру я, по его просьбе, передал список товаров, которые могут быть использованы для взаимной торговли Украины и Турции, который он отрабатывал и при встречах со мной уточнял.

Я попросил Т. Эрдогана помочь решить вопрос об установлении побратимских связей Одессы и Стамбула. Он сказал, что это сложно, так как Стамбул устанавливает такие связи с Флоренцией, Монреалем. Кроме того, решение принимается меджлисом Большого Стамбула, а там — представители разных партий, и как они проголосуют, неизвестно. Однако он этим вопросом занимался, и я, конечно, тоже.

В итоге все депутаты проголосовали единогласно за побратимские связи Стамбула и Одессы. Совместно с мэрией Стамбула нами был составлен договор о сотрудничестве в экономике, торговле, транспорте, культуре. Я закончил свое пребывание в Стамбуле, а Такип Реджеп Эрдоган является сейчас премьер-министром Турецкой Республики.

Игорь Лукшин,

первый Генеральный консул Украины в Стамбуле (1994 – 1997 гг.)





Босфор – дорога в Мировой океан




Никогда я не был на Босфоре,

Никогда не спрашивал о нем.

Сергей Есенин

Сидел я на Босфоре. И думал там о споре,

что англичанин с русским затеяли давно.

Николай Доронин

С детства помню приключенческий роман Жюля Верна «Упрямец Керабан» о настойчивом турке, который решил во что бы то ни стало попасть из европейской части Турции в азиатскую по суше, минуя пролив Босфор. Он обогнул Черное море по часовой стрелке и попал на Анатолийское побережье, не переплывая морскую преграду.

( Читать дальше... )






(Кое-что из опыта общежития непримиримых балканских соседей)

Обретение независимости Черногории (июнь 2006-го) автоматически прекратило существование Югославии, существовавшей с 1929-го года, а ранее как королевство сербов, хорватов и словенцев, образованное в 1918-ом году в результате Первой мировой.

Во Второй мировой югославские партизаны под руководством маршала Иосифа Броз Тито победили немецко-фашистские войска и их союзников. Образовалось стабильное унитарное государство – Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Вместе шесть республик: Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория и Македония, просуществовали около 45-ти лет. Сейчас – все самостоятельные государства в результате сложных общественных процессов и кровопролитных сражений.

( Читать дальше... )





Турция. Воспоминания дипломата



Из истории открытия первого консульства Украины в Стамбуле, в сентябре 1994-го. Турецкая Республика, сменившая устаревшую Оттоманскую султанскую империю, была создана 90 лет тому назад. Во главе преобразований и завоевания независимости встал Мустафа Кемаль Ататюрк («отец турок»), избранный первым президентом этой, ставшей светской, страны. Почти два десятилетия, как в этой стране было открыто первое Генеральное консульство Украины. С обретением Украиной независимости, встал вопрос об установлении дипломатических отношений с южной соседкой, отделенной от нашей страны Черным морем.






Tags: История, МИД, Турция, ЧМП
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments