КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Categories:

Словакия: налоги и сборы на европейский манер

Оригинал взят у moryakukrainy в Словакия: налоги и сборы на европейский манер



С миссией Евросоюза приграничной помощи Молдове и Украине (ЕУБАМ) приходилось освещать проблемы погранконтроля с нашей стороны. Теперь, вот возможность оценить ситуацию по ту сторону границы. Недельный пресс-тур миссии ЕУБАМ пришелся на 4 – 8 октября в Словакии, которая, кстати, седьмой год осваивается в ЕС. Что пережили и в каком состоянии общество сейчас – беглый взгляд в путевых заметках «Моряка Украины». Воздушное судно украинских авиалиний из Одессы взяло курс на Вену. В 60-ти км от нее столица Словакии Братислава, куда мы держим путь. А пока самолет прорезает гущу облаков, заводим разговор со стармехом Юрием, который летит в Гамбург, в офис своей компании, чтобы отправится из Сингапура в очередной рейс.

Моряк летит в рейс

Юрий с детства мечтал быть моряком. В выпускном альбоме детского сада начертил: хочу быть мотористом, как папа. Отец отходил 30 лет на судах ЧМП. Юрий продолжил династию. После школы подал документы в Одесское высшее профессиональное училище морского туристического сервиса (тогда училище № 121) на повара. Однако там, несмотря на его хороший аттестат, направили в пароходство получать характеристику. В конторе мама и Юрий встретили знакомого, который тут же перенаправил их в Одесскую мореходку имени А. И. Маринеско. И это был лучший выбор для Юры, где он получил все базовые знания, и продолжил учебу в Одесской морской Академии.

Правда, готовить я так и не научился, шутит Юрий. Но зато у меня прекрасная профессия, жена, дочь и сын и обеспеченная, интересная жизнь. Работа всегда есть. Устраиваюсь через Интернет. В море уже 20 лет. И ни разу не платил за трудоустройство. А получается так: только заикаются об оплате я выхожу на руководство, прошу фирму оплатить эти услуги. Компания заинтересована, чтобы у них работал профессиональный моряк, причем за меньшие деньги по сравнению с европейцами. Тем более, что украинцы предпочтительнее, чем те же филлипинцы, труд которых оплачивается с нами наравне. Но если случится поломка, филлипинец, который хорошо знает английский, будет писать четыре листа объяснений. Направит это в компанию с просьбой рекомендаций. И пока будет ответ, уже успеет смениться. Наш моряк, чем писать, лучше решит эту проблему на судне. И продолжит рейс.

В этот раз Юрий идет на сухогрузе со смешанным экипажем Украины и Греции.

Так гораздо легче, замечает мой сосед. С соотечественниками всегда находишь общий язык. С иностранцами все-таки соблюдаешь расстояние. Ну как можно объяснить такой факт, когда заходишь в кают-компанию. А там индусы спорят, кто из них белее. И это на полном серьезе. В прошлом рейсе повар был индус. То, что он готовил для рядового состава, есть было практически невозможно. Для нас он готовил отдельно. В то же время сами индусы страдают от злоупотребления острой пищи, в которую они добавляют острую приправу карри.

И уже через неделю вторую все начинают страдать животами, замечает Юрий. – А лучше нашей кухни я не встречал.

В рейсах Юрию приходилось работать с самыми разными людьми.

Был у нас на судне одесский негр Том. Он воспитывался в приюте. Потом устроился работать на скорую помощь. Приезжает на вызов. А там бабушка, увидела его: «Свят ты мой!» стала креститься. Том решил попробовать себя в море, получил образование. Попал к нам в рейс. Хороший, понятливый паренек. Трудолюбивый, значит, далеко пойдет...

Самолет выныривает из густого тумана, идет на посадку. Внизу ровные, словно отмеренные строгой учительской линейкой зеленые поля. Все аккуратно, чисто, вымыто. Самолет кидает в воздушную яму, качает. Воздушные ямы в Европе тоже есть. Приземляемся и Юрий прощается, спешит на рейс в Гамбург.

Евросоюз это может

Огромный аэропорт Вены принимает и отправляет в день сотни рейсов во все концы мира. Даже не верится, что такую мощь можно построить и так раскрутить. Но Евросоюз все может. И в первую очередь тут все подчинено комфорту и удобствам для людей. Здесь можно взять тележку для провоза груза. Багаж приходит немедленно, как мы выходим к ленте. Все делается четко и вовремя. Везде кафе элитные и дешевые, удобные сидения, вай-фай, пандусы, обмен валют, автоматы продажи билетов на общественный транспорт. На остановке вывешено расписание, согласно которому автобусы и троллейбусы приходят и отправляются по минутам.

Через 40 минут пересекаем границу Австрии и Словакии, о которой нам сообщил водитель. Даже не останавливаемся. А только снижаем скорость и проезжаем мимо поста. Вот и вся граница. Впереди светится Братиславский замок – символ могущества. Братислава 300 лет была столицей венгерского королевства, местом коронации королей и императоров Австро-Венгрии. В 1805-ом году Наполеон подписал здесь мирное соглашение с Францем I. Недаром французское посольство расположено в самом сердце – Старом месте города. На холме, у слияния Моравы и Дуная, возвышаются готические руины замка Девин 400 лет служил передовым постом Римской империи. Отрадно, что все достопримечательности приведены в порядок. Старый город чарует своей гармонией. Нет высоток. Все дополняет архитектурный ансамбль. На каждом углу приглашают отобедать кафешки и ресторанчики. Национальное меню встречаем в «Колыбе». Галушки с брынзой, остренькая «колбаса» с пивом «Золотой Фазан», тыквенный суп и гуляш – блюда перекликаются с венгерской и чешской кухней.

Спрашиваем дорогу у прохожих. На английский мало кто реагирует. А вот русский прекрасно понимают. Правда, отвечают на словацком, который тоже нам близок. Взять хотя бы Letisko – аэропорт, Dievča - девушка. А надпись Рozornosť policajnej varuje! всех просто привела в восторг, пока мы не узнали ее смысл «Внимание, полиция наблюдает!». Увидев надпись на магазине «POTRAVINY», думали, гадали, что значит. Оказалось продукты. А горящее красными буквами «HERHA» оказалось игровые автоматы.

Финансовая администрация: за уход от налогов дают «пожизненно».

Вхождение Словакии в Шенгенскую зону дало нам большие преимущества, говорит Мариуш Худек, заместитель директора таможенного департамента. Мы получаем инвестиции, благодаря чему смогли поднять экономику, производство. Появились три крупнейших иностранных предприятия. Для отечественного производителя с открытием границ есть возможность беспрепятственно везти груз по всей Европе. Государство дало большие льготы для бизнеса. Открыть предприятие может каждый гражданин Словакии. Для этого нужен минимум документов. Главное желание работать.

Правда, либеральные законы позволяют бизнесу ловчить. Например, махинации с маслами. Везут через границу неочищенное масло, оно не облагается налогом. В Словакии его очищают и продают как топливо для отопления. Таможня предложила изменить законодательство, расширить список масел, которые облагаются акцизом. Но самый «доходный» бизнес – сигареты. Производят много фальшивых сигарет, которые якобы экспортируют в Молдавию. А на деле они остаются в стране и идут в Западную Европу. За семь лет выявлено 11 нелегальных табачных фабрик.

Сигареты также везут из Украины, России, Белоруссии в Словакию, получая двойной и тройной выигрыш, зарабатывая на разнице цен. Совместными усилиями словацкие и украинские таможенники раскрыли туннель на границе, прорытый для нелегальной переброски сигарет. Им пользовались два года, переправляя сигареты из Украины в Словакию. Коробы накапливали в гаражах. А затем перевозили по Европе. Теперь, словак, организатор контрабандной схемы получил «пожизненный» срок в тюрьме. А его подельник в Украине – 300 гривен штрафа.  

Наказание в Словакии за нарушение налогового законодательства гораздо суровее. Также строго здесь карают за взяточничество. В стране создана специальная внутренняя инспекция по борьбе с коррупцией. Были случаи, когда задерживали целые отделы.

Однако очень трудно доказать вину коррупционера, заявляет Любомир Андраш, начальник департамента по акцизному контролю, особенно если человек не взят с поличным. Дело может тянуться годами. Тем не менее, с установлением видеокамер на рабочих местах, ситуация улучшилась.

Ведь наша задача защита экономических интересов граждан, уверяет чиновник. Чем больше налогов будет поступать в бюджет, тем лучше мы будем жить. Словацкая таможня дает 50% бюджета страны. В исправлении нарушений налогового законодательства помогают сами граждане, обращаясь по «зеленой линии». Большой проблемой было использование кассовых аппаратов с программным обеспечением, которое позволяет в конце дня показать меньшую выручку и заплатить маленький налог. В основном грешили китайские магазины.

Мы придумали лотерею, делится Андрей Чурило, заместитель директора криминального отдела финансовой администрации Словакии. – В розыгрыш брали чеки людей, полученных в магазинах при покупке. Таким образом, проверялось учтен ли этот чек при оплате налогов. И выявили ряд магазинов нарушителей.

С миссией Евросоюза приграничной помощи Молдове и Украине (ЕУБАМ) приходилось освещать проблемы погранконтроля с нашей стороны. Теперь, вот возможность оценить ситуацию по ту сторону границы. Недельный пресс-тур миссии ЕУБАМ пришелся на 4 – 8 октября в Словакии, которая, кстати, седьмой год осваивается в ЕС. Что пережили и в каком состоянии общество сейчас – беглый взгляд в путевых заметках «Моряка Украины».

Братислава уже никуда не спешит

В отдел погранполиции и работы с иностранцами МВД Словакии едем на трамвае. Билет на 60 минут стоит 90 центов. Штраф за проезд зайцем 50 евро. Мы можем кататься на электротранспорте целый час с момента компостирования талона. Трамвай мчит по выделенной линии. Это в городе самый быстрый вид транспорта. Правда, Братислава, кажется, никуда не спешит, наслаждаясь всеми красками жизни. Дома разукрашены в яркие цвета. Каждое здание индивидуально. Где-то подкрашены красной линией балкончики, где-то желтые и синие квадраты, или фиолетовый узор.

У нас двух одинаковых домов не найдете, замечает Йозеф, присаживаясь рядом на сидение. Он прекрасно говорит на русском. В школе учил язык с четвертого класса. Сейчас на нем общаться не с кем. И он рад вспомнить слова. Йозеф инженер. Вступление страны в ЕЭС дало ему возможность открыть свое предприятие по обслуживанию компьютеров. А также поездки по всей Европе и хороший заработок.

Правда и квартиры здесь стоят дороже, чем в Одессе.

В Братиславе средняя зарплата 1200 евро, по секрету говорит наш переводчик Ольга. Она родом из Питера. Приехала учиться в Братиславу. Привезла с собой мужа. Здесь и осталась.

Тут есть стабильность и уверенность в завтрашнем дне, считает гид. Работы в Братиславе хватает. Гораздо хуже дело в восточном районе страны, куда не идут инвестиции.

Его еще называют голодный край. Убогие домики, развалюхи, плохие дороги. Производства практически нет. Работать негде. Одно время был экономический туризм. Носили сахар в Украину, обратно сигареты. Сейчас его пресекли.


Переводчица Людмила считает, что ЕС позитивно повлиял на страну, в первую очередь инвестициями в новые проекты, грантами. Но это все для тех, у кого есть деньги. Остальные же еще больше обеднели. С вступлением в «шенген» все подорожало. Хлеб и молоко стоят, так в Австрии и Франции. За медстраховку приходится платить 250 евро в месяц. Даже когда не ходишь к врачу. Лекарства за свой счет. Больше рамок и ограничений.

В здании МВД Словакии заходим в лифт. Больше троих не везет. Между вторым и третьим этажом лифт с нашими коллегами застревает. Словаки только всплескивают руками. Они предупреждали. Вызывают техника из лифтового хозяйства. Напоминают, что в Братиславе не спешат. И мастер будет часа через три. В лифте пять человек. Через полчаса дышать будет нечем. Словаки, которые уже знают характер своего лифта, советуют, как открыть двери изнутри…

Андреас родился в Братиславе. Жену нашел в Волгограде. Правда, русского не знает. Но мы как-то улавливаем, что он говорит. Наши языки одного корня. Андреас объясняет, что нужно карточкой отодвинуть кольцо на двери лифта и открыть дверь. После 40 минут мучений двери открываются. Первыми вытаскиваем девчонок. Ребята помогают им выбраться. Словаки восхищены нашей находчивостью. Пресс-конференция была бы сорвана.

Нас угощают минералкой и пирожными. В Словакии много природных источников. Вода вкусная, минерализованная. Наливай и пей. А волосы после мытья водой из-под крана становятся гладкими и пушистыми.

Создавали погранслужбу заново

Пограничники делятся опытом, всем тем, что прошла Словакия за время вступления в ЕС, чтобы Украина и Молдавия не наступали на те же грабли.

Словакия начала вступление в ЕС с 2001-го года. По сути, заново создали погранслужбу. Установка была на службу независимую и своим бюджетом. Что было со временем сделано, – сообщает замдиректора департамента погранполиции Роберт Гуцкий. Сегодня мы создали лучшую в Европе систему. ЕС закупил на 300 тысяч евро современное оборудование. К моменту вступления Словакии в ЕС убрали все границы со странами стран «шенгена». Мы начали интеграцию управления границами. И усилили погранконтроль на своей единственной внешней границе – с Украиной.

На самом большом пункте пропуска Вишне-немецки – Ужгородском установлен сканер, который просвещает каждую грузовую машину. Весь груз как на ладони. Радомир Спишал, который здесь работает уже 17 лет, показал записи, что 2 ноября на пункт прибыла машина с прицепом. В ней с помощью сканера было выявлено 25 блоков сигарет, которые были конфискованы. Всего можно провозить 2 пачки. На самолете 2 блока. Также был задержан грузовик, который вез сталережущий инструмент. В его стенки было вмонтировано 700 тысяч пачек. Все это удалось обнаружить с помощью нового аппарата, через который проходит каждая грузовая машина. За день исследуется 80-110 машин. Самые большие очереди на таможне в выходные. Чтобы быстрее пропускать авто, установлен еще один сканер.

Постоянно езжу через эту таможню, говорит дальнобойщик Юрий, направляясь в Киев. Контроль составляет 30-40 минут. Приблизительно столько же и на украинской таможне.

На этом пункте пропуска уже все в порядке. А вот постам в горной части страны еще предстоит модернизация. Именно в этом районе наблюдается паломничество беженцев из Афганистана, Сирии, Молдовы, Сомали, Китая и других стран.



Легко ли нелегалу в Словакии?

Словакия сегодня транзитная страна для желающих нелегально проникнуть в Италию, Францию, Англию. Таких вылавливают и направляют в центр задержания нелегальных иностранцев, где они могут пробыть до 6-ти месяцев, в течение которых должен быть решен вопрос о депортации на родину, восстановления документов. У многих нет паспортов. И приходится подавать запросы в страну, из которой прибыл нелегал. Если с Украиной и Молдовой такая работа налажена, то с другими странами пока проблемы.

Нелегалы просят статус беженца. Таких ждет месяц карантина, а потом открытый лагерь, пока не решится вопрос. Процент положительного исхода маленький. Из 350 человек за год получило всего 5. Поэтому нередко «нелегалы» убегают из лагерей. Есть уловка выдать себя за малолетнего и попасть в детский лагерь.

Были седовласые сомалийцы, которые заявляли, что им нет 16 лет, делится Роберт Гуцкий. Устанавливали их возраст по предлоктевому суставу.

В приемной ждут своей очереди очередные беженцы.

Аншей родом из Кении. Получил образование в Кенийском университете. И поехал искать работу в Европу. Открыв визу в Словакии, побывал в Австрии и Швейцарии, где его задержали с просроченными документами. И направили в страну, от которой он получал визу. Сияя белоснежной улыбкой, Аншей старается нам понравится, в надежде на бонус в интервью с полицейским. Суд решит, дать ли ему статус беженца Словакии.

Абдул из Эфиопии нелегально пересек границу. Документов нет. Но он жалуется, что в его стране нет работы, идет война. Ему 28. Дома осталась семья в надежде, что Абдул вывезет ее в Европу.

Элизабет из Камеруна. Прибыла в Словакию нелегальным путем, занялась бизнесом. Была задержана полицией. Попросила политического убежища. И сейчас тоже в ожидании.

Дениза Бажажова работает в приемной.

Был, как-то большой поток детей из Молдовы. Я спрашивала 13-летнего мальчика, зачем он оставил школу семью. У него 6 братьев и сестер. И он отправился на заработки в Италию, чтобы прокормить семью.

Теперь мигрантов гораздо меньше. Начальник центра задержания нелегалов Ян Энилсон считает, улучшена работа на границе. Поменялось направление миграции. Больше идут через Турцию на Грецию, морским путем в Англию. К тому же Словакия для азиатов транзитная страна. Их цель Запад, которого они хотят быстрее достичь.

А вот в здании напротив людей гораздо больше. Это крупнейший центр в Восточной Европе, куда направляют тех, у кого проблемы жизни в родной стране, жертвы насилия, политических репрессий и другие.

Комиссар ООН по правам человека решает вопросы, как сделать безопасной их жизнь, рассказывает координатор Лючия Колпакова. Афганка лишилась мужа, и теперь беззащитна. В Иране, где она приняла статус беженца, тоже небезопасно. Идет война. Ее направили в центр в Словакию, откуда она сможет поехать в Америку или Канаду.

В кабинете девушки из Афганистана изучают английский язык. Здесь они начинают новую жизнь. В центре живут целыми семьями, приехав сюда из районов, охваченных войной.

Уезжаем из Словакии, пересекая границу с Австрией. Поле ветряков провожает нас до самой Вены. Повсеместно квадратные глаза солнечных батарей. Отрадно и то, что внедряются изобретения, новшества, гибкое производство пробует, меняет формы и подачи, чтобы сделать еще лучше и удобнее.

Прощаясь с пограничниками, спрашиваем, что в первую очередь стоит изменить в Украине.

Прекратить брать взятки! – смеются словаки. – И у вас тоже все пойдет на лад.

Инна Ищук

Tags: Европа, Коррупция, Путешествия
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments