КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Аркадий Хасин-кочегар, моряк и писатель: Бьется сердце корабля

Аркадий Хасин из плавсостава ЧМП давно выпал в разряд ветеранов флота. Пишет 25-ую книгу о море и моряках, непроизвольно обобщая в них и опыт судовой жизни, накопленный за полвека труда. Чаще пишут о капитанах, говорит Аркадий Иосифович. Это флаг и разум парохода. Но машина – сердце. О его здравии заботятся механики. Не потому ли многие из них остаются в памяти, как люди добрые и сердечные.

А. Хасин пришел на флот в 1946-ом кочегаром на «Курск». Собственно, его направили дневальным. Но вместо блюдец в буфете ему дали совковую лопату и присвоили звание кочегара 2-го класса. Пароход с паровой машиной открытого типа работал на твердом топливе, и штивание угля было настолько утомительным, что даже при разрыве между вахтами 12 часов люди падали от усталости.   Всей привилегией представителей 1-го класса было нахождение непосредственно возле горящих топок котла. Старшина кочегаров командовал «Открыть топку! Уголь забросать!». Полуголым, чумазым, им под ритмичные выкрики работалось легче.

– Шевелись! – старшой не давал скучать, поскольку отвечал за то, чтобы давление было постоянно 15 атмосфер, то есть «держал пар на марке». Иначе судно начинало сбавлять обороты, и тогда с мостика неслись словечки и повеселее.

В обязанности молодого «второклассника» входило вовремя подвозить уголь. Для этого у него были кайло и ломик, чтобы отбивать в бункере слежавшийся уголь. И тачка, называемая «рикша». А еще лом, которым подламывали спекшийся на колосниках жар. Этот «понедельник» был очень длинным и тяжелым, им орудовали 4 человека. Чтоб служба не казалась медом, выходили также на подвахту чистить поддувало. Чтобы остудить, горячий шлак поливали водой, и его грузили в бадью, подаваемую наверх, чтобы выбросить содержимое за борт, задыхаясь от ядовитого пара. Так что пароходство, хоть и южное, отнюдь не было «шоколадно-бисквитным», как о нем отзывались мурманчане и питерцы.

Наука была суровой. Когда, отслужив армию, в 1953-ом году А. Хасин пришел мотористом обслуживать дизеля, вахта казалось курортом. Но школа дисциплины, старания на совесть и дружной работы оставалась прежней. В биографиях многих моряков-черноморцев тогда были короткие записи: «Тонул. Горел. Ходил под бомбежкой». Поэтому, может, как спасение от жестокости минувшей войны, уставные отношения наполняла человечность. А природный одесский оптимизм помогал преодолевать депрессии.

Носителем такого жизненного духа был старший механик (по-флотски – «дед») Владимир Иванович Щуров. По воспоминаниям тогдашнего моториста Аркадия Хасина, это был настоящий воспитатель. Этот выживший в сражениях моряк бесконечно любил свое пассажирское судно «Украина». Гордился, что в 1946-ом году оно открыло эпопею мирного времени на море, первым совершив рейс из Одессы в Батуми по Крымско-Кавказской линии.

Так на борту «Украины» стали забывать, что она в прошлом была «Бессарабией». И ее вместе с однотипной «Трансильванией» строили в 1939-ом году на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» по личному заказу румынского короля Михаила Первого, который привел румынские войска в Одессу. Но всех радовали прочный клепаный корпус пассажирского лайнера, его стремительные обводы и рекордная для Черного моря быстроходность в 22 узла, развиваемая благодаря двум мощным дизелям. На мостике стоял известный капитан Иван Александрович Ман.

Но в сердце стучала жизнь машинного отделения. Там правил Щуров! Туго зная дело, будучи предельно строгим и требовательным, он получил прозвище Болт. Но, как говорит А.Хасин, в остальном оставался добрейшей души человеком.

Такую характеристику сейчас не от каждого услышишь. И не к каждому приложишь. Но все свидетели, что стало с исчезновением плеяды старых моряков, на которых держался флот.

Например, не легендарной, но колоритнейшей личностью на «Украине» был ремонтный механик Юзик Штейнберг по кличке Тарантелла. С началом оккупации он отложил кочегарскую лопату и воевал в морской пехоте, защищая Одессу и Севастополь. Чудом не был расстрелян в плену за свою иудейскую родословную. Тонул на «Благоеве», атакованном франкистским крейсером в Средиземном. Был контужен. После этого, когда нервничал, подергивался всем телом, словно приплясывал.

В отличие от водоплавающей туфты, сделанной нынешними китайскими корабелами, «Украина» была показательным судном. И в машине все трубы были красномедными. А. Хасин помнит авральные подъемы в 6.00, за 2 часа до прихода в Одессу, чтобы ремонтная бригада, в которую он тогда был зачислен, начищала эти трубы до зеркального блеска. Труд адский, но красота небывалая!

Перед Воронцовским маяком механик Щуров спускался в машину для проведения маневров. Как сочетались тогда принципиальность власти, неукоснительная дисциплина и судовой фарс, уму непостижимо. Но традицию принимали все. Тарантелла командовал: «Ковер!», и двое мотористов расстилали красную дорожку по надраенным пайолам. Щуров степенно спускался по трапу, ступал на расстеленное полотно. Заложив руки за спину, придирчиво осматривал заведование. Его застиранная, сто раз штопаная, форма хаки была отутюжена в стрелочку. Заметив масляный подтек, «дедушка» мог крепко гаркнуть на вахту. И мотористы, следуя ритуалу, «ховались» за дизеля.

Тем не менее, паники он не терпел. При аварийной остановке в море чеканил: «Тарантелла, не дергайтесь. Мы не горим и не тонем, мы только стоим. А пассажиры свою рюмку успеют выпить».

– А то юморил и покруче, – говорит А. Хасин. – Был у нас рефмеханик Изя Бартейн. Его отец работал на Приморской в конторе, на базе снабжения флота. Вот Щуров и говорит Изе, звони папе, пусть даст два баллона фреона в холодильную камеру. Изя приносит ответ: «Дам в следующем рейсе!». Тогда Щуров спокойно так говорит: «Сходи еще раз позвони, скажи, что ты в море выйдешь тоже в следующем рейсе». Что вы думаете? - баллоны подвезли через 2 часа.

Вот с таким опытом и характером Владимир Иванович Щуров перешел на должность механика-наставника ЧМП. Проверяя компетентность кандидата на должность перед его назначением на судно, он мгновенно определял, человек сбивается от волнения или по незнанию. Пройдохам отказывал безжалостно. А толковых ребят не так экзаменовал, сколько давал им полезные рекомендации. Даже отечески напутствовал.

При посещении судна с инспекцией Щуров не только осматривал состояние машины, но мог зайти и в каюту члена машинной команды. Неряшливый быт, небрежно заправленную койку не приветствовал: «Если у тебя в жилище «гармидер», то и в работе ты не моряк. Машина – это царство фундаментального порядка».

Впоследствии ему сдавал экзамен и А. Хасин при назначении механиком на пассажирское судно «Львов». С благодарностью он также вспоминает науку, полученную у Степана Федосеевича Безрученко, который, до того, как стать наставником, был стармехом на т/х «Ворошилов», идущим вслед за подорвавшемся на мине «Лениным». Пережил гибель «Умани» в Бискайях, будучи вторым механиком на борту.

Институт наставничества существовал на всех судах ЧМП. Молодого выпускника мореходки закрепляли за опытным механиком (или штурманом, если это был судоводитель), который передавал ему свой интеллектуальный опыт и умение работать руками. И попутно вводил в курс тех сложных отношений, которые существуют между обитателями маленькой плавучей державы – судна.

– Причем учили совершенно бесплатно, – добавляет А. Хасин. – Это сейчас за все нужно платить.

Были обиды, непонимание, ссоры. Но в целом, такая связь поколений формировала профессиональное братство ЧМП. Нынешние моряки волею обстоятельств лишены этого патриотического родства. Вот ветераны и спрашивают: когда будет построен украинский национальный флот, как скоро приобретет прежний смысл фраза: «Экипаж – семья»? И если раньше все, как один, бескорыстно шли на защиту родины, на труд, на преодоление беды, хватит ли сегодня морякам энтузиазма продолжить эту флотскую традицию?

Владислав КИТИК
Оригинал взят у moryakukrainy






9 сентября, 12:09DSC_4438


Аркадий Хасин – человек, в котором слились призвание быть моряком и литературный дар. На презентации книги «О море, моряках и не только», во Всемирном клубе одесситов его представили как человека, который хоть и выпускает 24-й по счету сборник рассказов, всю жизнь пишет одну книгу. И уже потом Хасин старший механик т/х «Аркадий Гайдар», где он проработал с 1971 по 1996 годы.
В отличие от мемуаристов, излагающих свои богатые воспоминания, эти рассказы художественные. Это повествование о людях, которые не могут жить без моря, и без которых море просто неодушевленная стихия.

( Читать дальше... )




21 августа, 12:13



Моргенштерн ФОТО


Эта история об одесском моряке, которого я знал лично. Он не был государственным, или партийным деятелем, но, после Второй мировой о нем писали американские и советские газеты. Фамилия его была Моргенштерн, что в переводе с немецкого означает – «Утренняя звезда». А писалось в газетах о нем и о его товарищах в связи с тем, что в 1947 году, преодолев штормовой Атлантический океан, они пригнали из Нью-Йорка в Одессу небольшой буксир. Назывался буксир «Циклон». Предназначался он для работы в Одесском порту и перегон его через бушующий Атлантический океан был поистине героическим.
Из Нью-Йорка до Гибралтара «Циклон» шел на буксире парохода «Генерал Черняховский». А от Гибралтара до Одессы своим ходом.
В Атлантике волны накрывали «Циклон» с головой. В машинном отделении гуляла вода. Ее еле успевали откачивать. И весь переход до Гибралтара моряки не снимали спасательных жилетов, передвигаясь по судну через внутренние ходы сообщения, потому что из-за стремительной качки выход на палубу был связан с риском моментально оказаться за бортом…

( Продолжение )


Tags: История, Рабочий класс, ЧМП
Subscribe

promo komanda777 april 23, 10:00 1
Buy for 1 000 tokens
Иллюстрация здесь Каждый из нас владеет бессметным сокровищем – целым миром. Каждый человек может сказать – это мой мир! И это абсолютная, правда. Потому что, то что мы видим, что знаем об окружающей нас реальности и является нашим миром. Процесс формирования мировоззрения и миро…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments