КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Александр Мороз: СПУ предложит кандидатов в мэры для многих городов.

         Интервью Александра Мороза по актуальным вопросам

Александр Александрович, как Вы оцениваете перспективу повышения пенсионного возраста? К каким социальным и экономическим последствиям это приведет?

- Два обстоятельства объясняют отношение власти к этой теме. Во-первых, демографическая ситуация складывается таким образом, что пенсионеров в стране становится больше работающих, причем соотношение ухудшается быстрыми темпами. Подобное происходит и в других европейских странах, хотя по другой причине и с меньшей скоростью. Выход там ищут также увеличением пенсионного возраста и, как правило, не без последствий для тех, кто решился на такой шаг. Судьба Г.Шредера и его партии в Германии – тому пример.
Понятно, что власть пытается воспользоваться проверенным опытом других стран и ее намерения имеют свою логику. Тем не менее, пенсионный возраст надо рассматривать, не только исходя из возможностей государства, но, прежде всего, из положения наших сограждан, учитывая среднюю продолжительность жизни, уровень социальной обеспеченности, в т.ч. размер пенсий, соотношение между пенсией и зарплатой, между пенсией и размером социальных стандартов (материал по этому поводу см. в газете «Товарищ» за 7 – 8 июля п.р. № 52). В совокупности это означает (расчеты я не привожу), что предлагаемая мера – увеличение пенсионного возраста – преждевременны.

Одной из причин такой ситуации в Украине является серьезная зависимость Пенсионного фонда от бюджета. Фонд дотируется бюджетом, что в нормальных условиях быть не должно, и потому реформа пенсионной системы давно назрела.
 В любом случае, проблема сводится к количеству денег, которые нужно накопить в Пенсионном фонде, чтобы выдавать их пенсионерам, и к покупательной способности этих денег. А здесь мы столкнемся с запущенной давным-давно проблемой – с реформой системы оплаты труда как источником накопления фонда. Еще в 1992 году я вносил проект реформы по этому поводу (тогдашний Премьер-министр В.Фокин положительно отозвался о нем), но никто не рискнул приступить к реформе. А речь шла о других – европейских - масштабах стоимости труда и других товаров, о приведении в соответствие доходов и расходов граждан, используя объективные пропорции, беря за точку отсчета реальную стоимость жизненно важных товаров (хлеба, например). По этому пути придется пройти все равно, тем более, в условиях нашей открытости и зависимости от мирового рынка. Но пройти можно по-разному. Сегодня нас «ведут»: цены на бензин, газ, товары народного потребления (холодильники, стиральные машины, мебель, теперь и ключевые продукты питания) равны или выше европейских, а доходы подавляющего количества людей в десятки раз ниже европейских. Эти ножницы не безобидны, они «сработают», как ружье на сцене (по Станиславскому). Власть не может проходить мимо этой несправедливости.        
Теперь, во-вторых. Ситуация обострилась в связи с необходимостью бюджетом покрывать увеличивающиеся расходы Пенсионного фонда. А в бюджете свой непомерный дефицит, оставленный по наследству от белосердечного правительства. КМ ищет возможности увеличения поступлений в бюджет. Его намерения при этом не выходят, в основном, за пределы фискальной политики. Отсюда напряжения с Налоговым и Трудовым кодексами, что в интерпретации многих аналитиков означает улучшение показателей за счет граждан. Ситуация также рискованная.
 Мне кажется, более эффективными (и щадящими по отношению к гражданам, да еще и вызывающими их одобрение) были бы шаги по защите бюджета от разворовывания. Знающие люди считают, что 30 – 40% бюджета растягивается по карманам «чистым» криминалом и криминалом в чиновничьем обличье. Не думаю, что приведена завышенная цифра. А раз так, то вся проблема, прежде всего, сводится к войне с коррупцией. Именно войне. Насколько способна власть начать такую войну, настолько зависит ее устойчивость. Настолько появится возможность для решения людских проблем.

-- Есть ли альтернатива сотрудничеству Украины с МВФ на данном этапе?

- Думаю, что такой альтернативы нет. Пока что. В начале 90-х Украина, решением правительства, «вскочила» в колею сотрудничества с МВФ. Идя по этой колее, она все глубже попадала в финансовую зависимость от, скажем так, мирового правительства. Апофеозом такого сотрудничества стала деятельность недавней власти.
Выйти из этой колеи в нынешних условиях, означает примириться с фактом дефолта. Последствия его могут быть непредсказуемыми. Здесь все надо хорошо считать и прогнозировать. Возможно, в правительстве такие расчеты производились. Не знаю. Но выводы там могли быть только неутешительными, поэтому КМ так настойчиво боролся за кредит МВФ.

Теперь дело за качеством использования кредита. За таким качеством, которое положительно скажется на оживлении собственного производства, восстановлении внутреннего спроса на продукцию отечественного товаропроизводителя, на развитии внутреннего рынка. Вне такой схемы я не вижу условий прекращения зависимого (а оно другим не бывает) сотрудничества с МВФ.

-- Как Вы относитесь к инициативе КПУ провести всенародный референдум по вопросу сотрудничества Украины с МВФ? Намерены социалисты поддержать это мероприятие? Или Соцпартия выступит с собственными предложениями по этому вопросу?

- Я как-то пропустил мимо внимания такую инициативу. Среди нашего актива эта тема не обсуждалась. Но если бы обсуждение проводилось, я выступал бы против участия в популистских акциях. Ведь на референдуме люди должны давать ответ на совершенно понятные им вопросы. Тем более, простым аргументом против инициаторов для людей будет убедительное, - кредит наиболее выгодный по процентным ставкам и условиям возврата. «Связанность» кредита с проведением внутренней экономической и социальной политики – аргумент не для граждан, а для власти, для оценки ее действий. Не так делает власть? Давайте менять ее! Зачем же маскировать такую цель пропагандистской кампанией сомнительного содержания? И первым шагом коммунисты могли бы отозвать своих людей из правительства и других структур управления, выйти из коалиции, извиниться за поддержку правительства Тимошенко, действия которого по внешним заимствованиям вели к обвалу экономики и финансовой системы. Это было бы честно,по коммунистически. Так мне кажется.
А референдум по поводу МВФ, что-то сродни позиции «между здесь»: и поговорить есть о чем, и людям от этого никакого прока, - кредит взят, рассчитываться за него все равно придется.
Иметь еще надо ввиду, что отношения с МВФ касаются бюджета, а Конституция предписывает запрет на проведение референдумов по поводу налогов и бюджета.

-- Будет ли СПУ протестовать против осеннего повышения цен на продукты, о чем уже объявило правительство?

- Социалисты будут действовать соответственно ситуации, в т.ч. относительно повышения цен.

Только что на приеме была женщина-пенсионер, киевлянка. Получает 730 гривен пенсии. За однокомнатную квартиру платит около 140 гр., телефон, телевизор, взнос за домофон… В общей сумме набирается около 250 гр. расходов. Как выжить на оставшиеся 480 гр.? По своему кулинарному опыту (он у меня есть) знаю, что ей на месяц надо приобрести хотя бы 15 кг картошки ( ~ 70 гр.), 10 – 15 буханок хлеба ( ~ 50 гр.), хотя бы 3 кг мяса ( ~ 180 гр.). Это уже 300 гр. На оставшиеся 180 гр. надо купить подсолнечное масло (о сливочном забудем), полкило сала (15 – 25 гр.), помидоры, огурцы, капусту, сахар, чай, молоко ( ~ 100 гр.), (кофе, яблоки, арбузы, вода, творог – пережиток застойного времени). Одежда, обувь… зачем они пенсионеру, не так ли? Медикаменты, - здесь голова от цен закружится. К врачу не обратиться, пенсионер должен иметь железное здоровье. Выйти из квартиры нельзя, - за проезд платить не с чего.

Нельзя выжить на таком семейном бюджете. Какая будет реакция социалистов при возможном повышении цен, - будем определяться. Равнодушными не останемся.

-- Почему Украина блокирует экспорт зерна? Не будет ли дефицита хлеба после уборки урожая? Вы прогнозируете повышение цены на хлеб?

- По телевидению почти каждый день видим дискуссии на эту тему. И, как правило, сюжет сводится к необходимости снятия запрета на экспорт, поскольку это выгодно… Кому? Выгодно трейдерам, в основном. Выгодно еще пару десяткам субъектов. Народ… Его интересы очень далеки от участников дискуссии. десь правительство обязано держать ситуацию под контролем. Потому что хлеб – не столько экономика, как политика. Большая, главная политика. Правительству же и отвечать за нее.
Предпосылок для повышения цен не было. Созданный в свое время по настоянию социалистов Аграрный фонд еще недавно имел в своем распоряжении солидный резерв зерна для товарной интервенции и сохранения цены. Как будет теперь, увидим. По некоторым данным, АФ реализовал около 1 млн. тонн зерна. По какой цене? Почему сейчас? По какой цене он это зерно в прошлом году приобретал? По какой цене будет покупать теперь? Как будет использоваться разница (прибыль) по уже проведенной операции? Речь-то идет о государственном учреждении.
Нужны ответы на эти вопросы. Не задаю сакраментальное «кто сядет?», возможно, все сделано правильно. Пусть правительство разберется и проинформирует людей. И о цене в том числе.

-- Правда ли, что коалиция смогла расширить полномочия Президента «не вторгаясь» в Конституцию - через Закон о внешней и внутренней политике? Видите ли Вы в этом угрозу узурпации власти?

- Я видел новую редакцию закона. Его определения национальной безопасности странные, мягко говоря. Да, все влияет на безопасность, но … рынок финансовых услуг, оборот ценных бумаг, ревизионная деятельность, пенсионное обеспечение, сельское хозяйство и т.д. (авторы, кажется, записали все, что вспомнили), - слишком широкие категории для этого закона. Для соответствующих правоотношений созданы институты власти, введены сотни законов. Не поручать же это все в руки одного человека, пусть будет он даже Президентом. Это непосильное для него дело. Для того и создаются правовая система и система власти.

Закон не может расширительно толковать нормы Конституции. Конечно, если речь идет только о координирующей (по Конституции) роли СНБО и в таком смысле роли Президента, то можно еще много чего отнести к толкованию понятия «национальная безопасность». Нужно анализировать практику реализации закона, изучать опыт других стран.

-- На каком этапе находится подготовка партии к местным выборам? Есть у СПУ кандидаты в мэры?

- Подготовка идет планово. Политсовет партии соответствующие документы утвердил заблаговременно. Проблемы есть, как и в каждой партии. Кандидатов в меры СПУ может предложить для многих городов. И будет предлагать.

Прес-служба СПУ.

www.spu.in.ua

Subscribe

Buy for 1 000 tokens
И вновь обращаюсь к статье из своей книги «Моя бессонница» , под названием «Украина.Язвы»( 9.06.22016г.). Пять лет назад мне казалось , что название статьи слишком уж резкое, а содержание и прогнозы, изложенные в ней, уж очень пугающие. Перечитав статью по прошествии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment