КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Categories:

Капитан Назаренко: «Потому, что всегда мы должны возвращаться!»

Оригинал взят у moryakukrainy в Капитан Назаренко: «Потому, что всегда мы должны возвращаться!»

ФОТО 1 Вручая Александру Назаренко «Морскую Энциклопедию Одессы», Роман Моргенштерн, представитель издавшей ее компании, пожелал, чтобы имя моряка не скоро попало в следующий том. Ведь в книге упомянуты те, кто навсегда остались в прошлом. А капитан Назаренко – живая легенда!
В свои 82 года он бодр, крепок и руководит с мостика движением океанского автомобилевоза, берущего на борт до 6 тысяч машин. Правда – американского, работая под флагом этой страны, поневоле ставшей его второй родиной.

На пресс-конференции во Всемирном клубе одесситов он сказал, что приехал на неделю, чтобы почтить память товарищей, чьи имена теперь – достояние морской истории. На кладбище он поклонился 33 могилам. Признался: тревожно на сердце! Возможно, это последнее свидание с любимым городом…

Но, как и положено в Одессе, визит предварила неожиданность. Секретарь удивленно подняла брови: «Из Штатов звонит какой-то Александр Николсон. Не еврей. Но разговаривает так, будто здесь родился».

Именно здесь! Александр Николаевич - одессит в четвертом колене. Здесь «заболел» морем, впервые надел тельняшку матроса.

А где же еще, как ни в Южной пальмире, рождаются флотоводцы, умеющие с честью и щегольством носить белоснежный мундир капитана престижного пассажирского лайнера, быть одновременно командиром, чьи распоряжения неукоснительны, и галантным кавалером, любимцем пассажиров, но при этом человеком с безупречной репутацией! Возглавляемый им теплоход «Шота Руставели» считался самым гостеприимным из всех 26 «белых пароходов», составлявших гордость советского ЧМП.

Как сказала первый диктор Одесского телевидения Нелли Харченко, совершавшая на нем круизы, это судно называли «непобежденной территорией революции».

Назаренко принадлежит к плеяде выдающихся капитанов, таких как: Никитин, Дондуа, Дашков, Грогор, Гарагуля. Они заставили весь мир уважать советский пассажирский флот, выведя его на лидирующие позиции круизного судоходства.

В конце 80-х годов ХХ века их подвергли травле. Только за то, что они были лучшими. Действия партийных боссов и функционеров КГБ были четко направлены на создание кризиса, предшествующего развалу ЧМП. Им было выгодно обезглавить флот, уничтожив его элиту, обременить его долгами, сделать судоходство аварийным и таким образом создать прецедент для продажи судов. Процветали предательство, мздоимство, подлог. Вездесущие сексоты доносили в органы о нелояльном настрое капитанов. Авторитетных моряков, понимающих ситуацию, увольняли одного за другим, подвергали унижениям, репрессировали.

Так, Дашков был понижен до 2-го помощника. Никитину пришлось уехать в дали северной Сибири, где и закончились его дни.

- Это было на грани издевательства, - говорит о придирках власти капитан Назаренко. Иностранные туристы, покоренные профессиональной выучкой и обаянием девушек - официанток, которые даже в сильную качку легко ходили на каблуках, оставляли им в знак признательности чаевые. По инструкции требовалось обыскивать их, доллары изымать, и оприходовать в судовой кассе. Дурацким было запрещение капитану общаться с агентами, шипшандлером, даже с лоцманом, если рядом не сидит в качестве свидетеля КГБ-шник, знающий английский язык.

Капитан, отвечавший за команду и 800 человек пассажиров, был оскорблен поднадзорностью. А. Назаренко выступил с критикой административного прессинга. Ну и... договорился…

Он был сослан на перековку в Управление морских путей, где отбывали срок лишенные визы штрафники. Но и туда поступила «вказивка» ретивых чиновников наказать его по партийной линии.

- Я не был настроен покидать страну. Но к власти рвался коммунистический лидер Егор Лигачев, который явно загнал бы всех неугодных в лагеря. А у меня была пятилетняя дочь, – говорит Александр Николаевич. – Поскольку я происхожу из древнего рода запорожского казака Богуля, выехать по «пятой графе» не получалось. Тогда я подался в «пятидесятники», в 1989 году им был разрешен выезд. Правда, богомольным человеком не стал. Так и сказал дьяку, что не смогу преодолеть в душе зов моря.

Америка не встретила ни с хлебом-солью, ни с гамбургером, политым кетчупом. Жена пошла мыть полы в отеле, бывший советский капитан стал возить белье из номеров в прачечную. Только через несколько лет появилась возможность сдать экзамен на подтверждение диплома. И получить назначение на автомобилевоз «Либерти Прайз».

А еще позже избалованные сенсациями американцы, поражались, найдя в лице русского эмигранта, обосновавшегося в городке Сент-Августин в штате Флорида, мастера, который в кои веки выдерживал классические каноны навигации и мог водить теплоход «Шота Руставели» без лоцмана. На примерах работы которого бывшие хулители, переметнувшись в преподаватели, защитили докторские диссертации. Моряка, на борту своего лайнера принимавшего выдающихся деятелей культуры.
ВЫСОЦКИЙ

Теплая дружба связывала его с Мариной Влади и Владимиром Высоцким, любивших отдыхать на борту «Руставели». В знак признательности великий бард посвятил капитану и экипажу песню «Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты».


- Высоцкий снимался в фильме «Служили два товарища». Для участия в одном из эпизодов прилетел в Одессу, - вспоминает капитан. - Пришел ко мне дядя Коля, как мы называли главного инженера ЧМП Николая Ермошкина. И просит: «Помоги одному актеру. Почему? Послушаешь его – поймешь». Я знаю все стихи Володи, он забрал мое сердце. Он создал совершено новый тип песни о моряках.


Помните: «Корабли постоят и ложатся на курс». Или эту: «Потому что всегда мы должны возвращаться…». Как я сейчас в Одессу, четверть века спустя.

Как «одессит до мозга костей» Александр Назаренко увидел город сильно измененным. Красавица-Одесса местами больше походит на женщину со следами былой красоты. Дома-новострои не гармонируют с исторической архитектурой. К тому же «высотки» навсегда лишили жителей двух-трехэтажных одесских домов солнечного света. За границей, в тех же Штатах, для таких агломераций отводят отдельную территорию. А старину берегут. Гость также огорчен запущенным состоянием кладбища: редко посещаемые могилы превращены в свалки, с надгробий спилены металлические кресты, туалет грязный и зловонный. Базары неудобные из-за разнокалиберных будок. Глазами специалиста сразу же отметил, что там, в случае пожара весьма затруднена эвакуация. Рекламные щиты закрывают небо приезжим и обзор дороги водителям.

- Зато радует, что люди ведут себя мирно, пьют кофе. Центр чем-то напоминает Ниццу, Канны. Особенно хороши девушки – русские парижанки. А вот парни нескладные, грубоватые. Приятно видеть, что по улицам пробегают курсантики в форме. Значит, моряков готовят, и морю Одесса не изменяет – улыбается Александр Николаевич.

Их ценят и в Америке. И по всему свету. Это – продолжатели дела славных моряков, оставшихся в книгах, песнях, в памяти, которая былыми примерами более всего питает надежду на возрождение флота, на возрождение Украины как морской державы.

Владислав Китик, фото Инны Ищук

Tags: Легенды, ЧМП
Subscribe

promo komanda777 march 28, 08:11 1
Buy for 1 000 tokens
Американский социолог Джозеф Овертон очень ярко и полно описал применяемые в настоящее время технологии по изменению отношения общества к некогда принципиальным для него вопросам, как совершенно чуждые некогда обществу идеи принимаются им, и в конце концов. Американский социолог Джозеф Овертон…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments