КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Борис Музалев: Украине нужны реформы

   Новой власти достался в наследство целый комплекс экономических и социальных проблем. Первые действия правительства привели к стабилизации ситуации. Но все понимают, что без системных реформ добиться коренного перелома невозможно. В первых числах июня Президент Украины Виктор Янукович объявил о начале реализации программы экономических реформ, которая будет способствовать повышению эффективности электроэнергетики, угольной, нефтегазовой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, модернизации транспортной инфраструктуры и повышению эффективности сельскохозяйственного сектора. Но, как считает Президент, эти реформы невозможны без увеличения финансовой и расходной автономии регионов. Именно региональная политика в списке реформ заслуживает отдельного внимания. Исторические примеры подтверждают этот тезис.

Петр I вошел в историю как один из самых известных реформаторов. Приняв страну отсталой и раздираемой внутренними противоречиями, он сумел дать государству мощный импульс. За счет поощрения частного предпринимательства экономика резко шагнула вперед. Власть оказывала всяческую поддержку отечественным предпринимателям для их дальнейшего эффективного развития. Государственная политика была направлена на защиту отечественных производителей от конкуренции, пока они не окрепнут и не смогут стать на ноги. Особо важным для страны отраслям давались привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки для строительства новых заводов. В результате за достаточно короткий срок была создана мощная промышленность. Последующие российские правители не поддержали таких преобразований, что затормозило социально-экономическое развитие страны. Так продолжалось до прихода к власти Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II основывалась на принципах свободы предпринимательской деятельности в промышленности и торговле. Благодаря этому внешнеторговый оборот России значительно вырос. Было сформировано достаточно сильное сословие – купечество. Оно приняло активное участие в создании новых предприятий и новейших видов производства. Такого успеха страна достигла благодаря государственной поддержке предпринимательской инициативы народа.

И опять последующие правители не продолжили такую политику. Примером централизации, я бы даже сказал, узурпации власти, стало правление Николая I, прозванного в народе «Палкиным». В столице были созданы десятки новых департаментов, которые пытались решать все вопросы управления огромной империей. Сам же Николай I работал по 18 часов и говорил: «Я тружусь, как раб на галерах». В результате, несмотря на все его личные усилия, Крымская война была проиграна, государственная казна была практически пустой, а многие государственные вопросы так и не были решены. Россия постепенно приходила в упадок.

Реанимировать страну удалось Александру II. Отсталость страны и неразвитость рыночных отношений побудили его к реформированию политического строя России с учетом новых экономических условий. Были созданы органы местного самоуправления, так называемые земства. Дело в том, что решать большинство вопросов губерний из Петербурга одинаково эффективно и хорошо практически невозможно. Чиновники в столице были не в состоянии знать все проблемы каждой губернии. Людям, которые находились непосредственно на местах, эти проблемы были известны и понятны. И решить их могли хорошо только местные жители, среди которых необходимо было выбрать «хороших хозяев». Только им можно поручить общественные дела и решения. А выбор этот могут сделать сами жители губернии.

Благодаря «земской реформе» Александра II в России появилась развитая инфраструктура, особенно это было заметно в провинциях. Были построены дороги, которые связали между собой отдаленные города и села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты. Казна государства получила такое наполнение, что позволило реформировать армию, выиграть вторую Крымскую войну, дойти до Константинополя.

В истории всегда нужно искать и причины возникновения проблем, и пути их решения. Нам необходимо учесть исторический опыт и сделать правильные выводы, чтобы не повторять ошибок. Мы сейчас констатируем факт, что в Украине много проблем и необходимость реформ жизненно важна для дальнейшего развития страны. Екатерина II говорила: проводить реформы опасно, но не проводить их еще опасней.

Анализ истории дает нам прямую подсказку, какие именно решения и действия власти приводят к экономическому росту. В основе реформ должно быть создание крепкой центральной власти, которая поощряет частное предпринимательство, оказывает поддержку отечественному производителю для эффективного развития и защищает его некоторое время от конкуренции, как это было при Петре I. Необходимо закрепить свободу предпринимательской деятельности в промышленности и торговле, поддерживать инициативу народа, как при Екатерине II, способствовать развитию местного самоуправления, как при Александре II.

Разумеется, при проведении реформ также необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня и зарубежный опыт. В мире достаточно успешных стран, которые за сравнительно короткий срок смогли коренным образом изменить экономические и социальные условия. На одних лозунгах далеко не уедешь. Нужно не говорить, а делать. Иначе мы превратимся в страну «большой газовой трубы и пустых обещаний».

Если послушать наших журналистов, то можно сделать вывод, что умные только китайцы. А в Украине все и везде плохо, и люди плохие, поскольку не хотят обновлять производство и строить новые заводы. А тех немногих, которые все-таки стремятся это сделать, называют «городскими сумасшедшими».

Если мы собираемся строить высокотехнологическое общество, то как минимум для этого государство должно предоставить необходимые условия для развития предпринимательства. Украина живет и работает в формате рыночных отношений, и никто в ущерб себе не будет пытаться организовывать производство. Как говорится, XXI век – дураков нет, все уже давно считают на калькуляторах. К примеру, на сегодняшний день завозить оборудование для организации производства в нашей стране совершенно невыгодно, т. к. оно облагается НДС и налогом на прибыль. Значительно легче завозить уже готовый товар, который сделан на том же оборудовании за границей. Такая ситуация просто убивает местную экономику и сокращает рабочие места, происходит деградация профессиональных кадров.  

Более того, есть примеры, когда украинские бизнесмены выводят свои капиталы за границу, строят заводы, фабрики, гостиницы в Турции, Китае. Это выгоднее делать там, чем в Украине. Предыдущая власть не только не способствовала развитию бизнеса, но и создавала условия, которые ему препятствуют: постоянные «наезды» проверяющих, бесконечные изменения правил ведения бизнеса и отношений государства и бизнеса, непонятная для иностранцев налоговая система. Так что в Украине было сделано все, чтобы бизнес не работал. Поэтому если государство декларирует строительство высокотехнологического общества, то должно как минимум предоставить необходимые условия для модернизации экономики.

Наш век – это век движения капиталов, высоких технологий и трудовых ресурсов. Постоянно развиваются экономические отношения между странами и группами стран, экономическими группами, фирмами и организациями.  

С каждым годом возрастает конкурентная борьба между государствами за экономические ресурсы и рынки сбыта. Государства создают максимально благоприятные условия для развития бизнеса в своих странах с целью создать преимущество перед конкурентами в мире, между отдельными регионами внутри стран. Правительства многих стран последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, и большинство стран приняли законодательные акты, которые стимулируют экономические отношения. Дело в том, что бизнес «переходит» и развивается там, где ему созданы наиболее благоприятные условия. Вслед за бизнесом мигрируют трудовые ресурсы и сосредотачиваются высокие технологии. К примеру, завод имеет смысл строить там, где созданы для этого оптимальные условия. Тогда и предприятие прибыльное, и местный бюджет наполняется, и общий уровень жизни становится выше и стабильней. Поэтому объединенную Европу уже давно называют Союзом европейских регионов. Именно в регионах создается экономическое могущество Евросоюза.

Куда сегодня уезжают многие студенты, молодежь? Туда, где есть работа, профессиональный и карьерный рост, нормальные условия жизни. В связи с этим можно сказать, что у страны нет будущего, если в ней отсутствуют условия для развития инновационной экономики.

Что происходит у нас? На сегодняшний день в Украине существуют одинаковые нормативы для всех регионов страны, при том, что они разные – и по уровню развития, и по своим потенциалам. Ясно, что здесь нужно применять индивидуальный подход. Региональная политика заключатся в развитии местного самоуправления, создании эффективной вертикали власти и системы разделения полномочий между центром и регионами страны. В центральный бюджет целесообразно платить налоги по ограниченному перечню или по фиксированной ставке отчислений от доходов региона. Пришло время дать регионам финансовую свободу, возможность вырабатывать налоговую нормативную базу, как это сделано в большинстве успешных стран мира. Правительство Украины, понимая важность развития регионов, уже начало предпринимать шаги в этом направлении.

Для того чтобы у местных властей была возможность решать серьезные вопросы, они должны получить собственные финансовые ресурсы и право самостоятельно ими распоряжаться. В таком случае местные власти смогут использовать бюджетные деньги в интересах региона и реально повлиять на повышение качества жизни людей, рынок труда, развитие бизнеса. У населения будет возможность контролировать распределение бюджетных ресурсов через депутатские комиссии, это повысит персональную ответственность местных руководителей перед гражданами за уровень и качество предоставляемых услуг.

Таким образом, внутри страны может быть сформирована разумная конкуренция между регионами. Местные власти будут заинтересованы в том, чтобы создавать комфортные условия для малого, среднего и особенно для крупного бизнеса. Если в регионе будет плохой инвестиционный климат и местная налоговая система, если власть начнет «закручивать гайки», то бизнес, а значит, и финансы, «перетекут» в другой регион. Снизится наполняемость местного бюджета, упадет жизненный уровень населения. И тогда граждане задумаются – так ли хорошо работает местное руководство, чиновники.

Итак, можно сказать, как мы видим из истории, реформы в государстве должны основываться как минимум на трех основных принципах: сильная центральная власть, поддержка и защита национального предпринимательства и развитое местное самоуправление. Тогда в Украине начнут рождаться инициативы, формироваться гражданское общество (свобода слова, демократия и т. д.) и как следствие – инновационная модернизированная экономика.

Борис Музалев,
депутат Одесского областного совета,  
учредитель компании «Таврия В»


Василий Цушко и Борис Музалев, 2007 год, г.Одесса

Справочно:
Сайт Министерства экономики Украины

Subscribe

promo komanda777 april 23, 10:00 1
Buy for 1 000 tokens
Иллюстрация здесь Каждый из нас владеет бессметным сокровищем – целым миром. Каждый человек может сказать – это мой мир! И это абсолютная, правда. Потому что, то что мы видим, что знаем об окружающей нас реальности и является нашим миром. Процесс формирования мировоззрения и миро…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments