КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Categories:

ПАМЯТНИКИ, КОТОРЫЕ ДОРОГИ СЕРДЦУ

Хасин.jpgПамятники бывают разными: большими и маленькими, бронзовыми, мраморными или гранитными. Массивные монументальные фигуры уживаются с утонченными изваяниями. Одни привлекают внимание к знаковым событиям прошлого, другие не дают забыть выдающиеся даты современности. А есть памятники, не подлежащие ни одной из возможных классификаций, потому что они – любимые!
О таких и говорит бывший моряк ЧМП, отдавший работе на судах более полувека, писатель-маринист, автор 26 книг, увлеченный исследователь истории родного края, наконец, просто неравнодушный человек, открыто вырающий свое мнение, Аркадий Хасин

Википедия приводит данные, по которым в городе 35 наиболее известных памятников. Но составители справочного материала сильно недосчитали, потому что памятников в нашем замечательном городе на самом деле гораздо больше.
Среди этого множества есть три, которые для меня очень дороги и вызывают особо трогательные воспоминания.

Петя и Гаврик
Первый – это бронзовая скульптурная композиция, посвященная главным литературным героям повести «Белеет парус одинокий», – мальчишкам Пете и Гаврику. Естественно ее нахождение в городе Одессе, где происходили описанные в данной книге события. Автор композиции одесский скульптор Николай Степанов. Она установлена на улице Преображенской недалеко от Соборной площади. Мимо проходят трамваи, спешат равнодушные прохожие. А я всегда рад остановиться возле этого памятника. Для меня он дорог тем, что эта повесть, написанная Валентином Катаевым, была любимой книгой моего детства. С нею я шел и в гетто, и в концлагерь, пребывание в которых пришлось пережить, будучи 11-летним мальчиком.
Книжка была потрепанная, старенькая, небольшого формата. Но я ее всегда с восторгом читал и перечитывал столько раз, что практически знал содержание наизусть. В концлагере ее увидел у меня полицай, вырвал ее у меня из рук и растоптал сапогом. До сих пор помню его фамилию Дорошенко. Но все равно это произведение, посвященное Одессе, придавало мне силы и надежду на освобождение.
По окончанию этого созданного фашистами ада, когда нам посчастливилось вернуться в освобожденный родной город, я отправил Валентину Петровичу Катаеву письмо, в котором рассказал обо всем, произошедшем со мной. Адреса его я, конечно, не знал, а написал на конверте «Москва. Союз писателей». Письмо нашло адресата. Спустя время, он прислал мне новую книгу «Белеет парус одинокий» со своим автографом. К сожалению, она не сохранилась, как и многие другие, бывшие в моей домашней библиотеке, с автографами Льва Славина, Ивана Гайдаенко, Юрия  Михайлика, других писателей. Обо всем этом и напоминают мне сегодня скульптурные изображения двух вечных одесских пацанов Пети и Гаврика, созданных в 1988 году. При работе над их фигурами для Степанова позировали как его сыновья, так и соседские мальчишки. В чертах этих литературных персонажей запечатлен собирательный образ всей одесской детворы.

Обелиск погибшим воинам-афганцам в Центральном парке
Вторым памятником, неизменно вызывающим волнение, является для меня обелиск погибшим воинам-афганцам, установленный в парке им. Т. Шевченко. Усталый каменный солдат молча сидит — отдыхает от боев.

Вначале после вывода советских войск из Афганистана его намеревались водрузить на Солнечной площади (где сегодня расположен Луна-парк). Там даже стоял памятный камень, извещавший, что на этом месте будет воздвигнут такой памятник.

Но кому нужны погибшие воины погибшей страны, - цинично решили власть предержащие. И памятник был стыдливо отодвинут подальше и скрыт между деревьями в стороне от аллеи Славы. Его открытие состоялось в 2000 году. Автором его является сын Николая Степанова Клим Степанов.

С этим памятником связано поступление моего сына в 1979 году в Одесское мореходное училище. Сегодня оно носит имя героического подводника Александра Маринеско. То были дни, когда советские войска вошли в Афганистан, и началась массовая компания по призыву ребят в армию. Сыну одна за другой стали приходить повестки. Зная на собственном опыте, что такое война, я сказал ему, чтобы он пока в военкомат не шел, а сам решил посмотреть, как выглядит такая отправка.

Я оказался во дворе призывного пункта Малиновского района, располагавшегося на улице М. Заньковецкой. И увидел знакомую картину такую же, как в дни начала Великой Отечественной войны. Толпы молодых людей, плачущие мамы, военные, которые вызывали ребят по списку и приказывали строиться. Мне было прекрасно известно, чем заканчиваются подобные сборы новобранцев.
Между тем сын благополучно сдал экзамены и поступил в училище. Поскольку там была военная кафедра, в соответствии с тогдашним приказом Совета Министров, он освобождался от призыва в военкомате.

До нас доходили скупые сведения о потерях в Афганистане. А потом весь мир узнал статистику погибших там молодых ребят, многие из которых даже не знали, за что и с кем они воюют. По официальным данным, это 14 тысяч человек, которые никогда не смогли бы вернуться. Но ясно, что это неправдивые, заведомо заниженные данные.
Погибших было намного больше, а покалеченных, навсегда оставшихся инвалидами никто не считал. Не говоря о том, что оттуда пришли люди с поломанными судьбами. Об этом скорбно и говорит монумент в городском парке.


«Погибшим морякам и судам ЧМП»
А самым дорогим, вызывающим наиболее сильное душевное волнение, является памятник «Погибшим морякам и судам Черноморского морского пароходства» на приморской аллее в том же Центральном парке. Импульсом к созданию монумента послужила трагедия с затонувшим под Новороссийском в 1986 году пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов». Но, в целом он посвящен всем морякам, усопшим в соленой бездне, и судам, лежащим в братской могиле на дне Черного моря. Эти печальные факты истории талантливо запечатлел в виде символа одесский скульптор Александр Князик. На обратной стороне памятника, обращенной к порту, размещена литая икона Святителя Николая, покровителя мореплавателей и путешественников.

О днях войны, роли флота в эвакуации жителей города, спасении техники и снабжении его продовольствием и боеприпасами написано много книг, газетных статей. Но все равно трудно представить себе это тем, кто не пережил подобного. Весь флот ЧМП за годы той страшной войны был потоплен фашистскими самолетами, подводными лодками.

Но еще с этим памятником связаны и такие близкие сердцу воспоминания, как встреча с тремя прославленными капитанами, пережившими те ужасные события.
Я слушал их выступления, когда после освобождения Одессы закончил Мореходную школу и поступил на работу в Черноморское пароходство. Это был один из дней празднования великой победы 9 мая, когда экипажи собрались во Дворце моряков на Приморском бульваре.

Первым взял слово капитан Николай Иванович Плявин, который командовал танкером «Иосиф Сталин». Это героическое судно участвовало в обороне Одессы, и Севастополя, и Новороссийска, доставляя в осажденные фашистами города дизельное топливо для механизированных частей Красной армии. Танкер неоднократно подвергался  нападению фашистских воздушных пиратов, получал пробоины, боролся с пожарами на борту, преодолевал прочие аварийные крайние ситуации этого экстремального времени. Но благодаря умелым действиям капитана оставался на плаву все годы войны.

Вторым обращался к морякам капитан Михаил Иванович Григор, который стоял во главе парохода «Ян Фабрициус», впоследствии потопленного фашистской подлодкой на подходе к Новороссийску. Решительный и смелый, он сумел во время спустить шлюпки и спасти весь экипаж. Последним, как и надлежит капитану, он сошел с борта уже наполовину затонувшего судна и вплавь добрался до одной из шлюпок, куда его втащили моряки из экипажа.

С этим капитаном я плавал в 1949-ом на пассажирском теплоходе «Львов». Когда мы подходили перед Новороссийском к месту гибели его парохода «Ян Фабрициус», об этом сообщалось по радио всем пассажирам. Михаил Иванович останавливал судно, выходил на мостик, снимал фуражку, и давал три печальных гудка.
Третьим из выступавших был Иван Федорович Иванов – капитан теплохода «Калинин».  Это судно под его командованием славно тем, что первым вошло в Одесский порт после освобождения города от фашистов. А также тем, что именно на нем во время боевых действий удалось вывести из Феодосии знаменитую картинную галерею с полотнами  Айвазовского.

«Калинин» стоял у причала, принимая раненых советских бойцов, когда к городу совсем близко подошли вражеские части, порт был под обстрелом арторудий. Директор картинной галереи, понимая, что хранившиеся там шедевры живописи достанутся захватчикам, упросил  капитана помочь ему вывезти бесценные экспонаты. Снаряды рвались уже у самого борта.

Но, несмотря на это, Иван Федорович послал своих ребят, которые помогали выносить картины и грузить их на судно. Успели чудом! Но – успели! «Калинин» покидал порт, когда в Феодосию уже входили фашистские войска. Капитан вывез знаменитую коллекцию буквально из-под носа у фрицев, доставил ее в Новороссийск, оттуда ее вывезли на Кавказ, спасли, и потом, с наступлением мирного времени, вернули в феодосийский музей, где она хранится и по сей день.

Вот такие три памятника есть в Одессе, которые возвращают меня к драматическим эпизодам моего прошлого.

Аркадий ХАСИН
Публикации автора здесь


«Моряк Украины», № 22,23 от 23.06.2021-го

Tags: Интересные факты, История, Одесса, Памятники, Про жизнь, Рассказы
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments