КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Category:

Что есть истина?

КАРТИНА.jpg


Поздней осенью 1889 года Николай Ге задумал картину «Что есть истина? Христос и Пилат», представляющую собой живописную версию 18-й главы Евангелия от Иоанна.
Она была закончена невероятно быстро – к середине января 1890-го, а месяц спустя уже показана на 18-й Передвижной выставке.


Как и всегда, Ге тщательно готовился к работе: съездил со своего хутора несколько раз в Киев, что-то изучал, заказал ткани для одежд своих героев.
Из них всего на несколько дней
невестка Ге Екатерина Ивановна сшила тогу для прокуратора и рубище для Христа.

Иисус и Пилат написаны Ге с непривычной для конца XIX века остротой. Пилат с его выразительным, мощным затылком и широкой спиной показан властным римлянином, самоуверенным сибаритом. Он обращает свой вопрос к обвиняемому без ярости или злобы, с высокомерной насмешкой. Пилата вряд ли интересует ответ на его вопрос «Что есть истина?» – он уверен, что знает его и сам. Между ним и Христом пролегает луч света, разделяющий их, подобно мечу; это напоминает о других словах Христа: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Но более всего необычен здесь Христос.

Идущая со времён Возрождения традиция изображать Иисуса физически красивым человеком в русской живописи прерывается как раз на Николае Ге. Христос показан настолько изнурённым, с почерневшим лицом и всклокоченными волосами, что племянница Ге Зоя имела неосторожность заметить, что Он некрасив.
Это замечание возмутило Ге, который ответил Зое горячей отповедью:
«Красивый! Да знаешь ли ты, что красивого человека нет, есть только красивая лошадь, собака, свинья! Человек должен быть разумен, добр, но никогда отвлечённо красивым быть не может. Нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гусов, бруно… Неужели же ты, увидав гонимого, страждущего, мучимого человека, прежде всего обратишь внимание, какой у него нос и какие глаза? Неужели же тебе дороже нос, чем его ужасное положение».

Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38).

Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]

Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда.

Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём.

КАРТИНА.jpg

«Пошлый реализм»

На выставке картину встретили плохо: пресса недоброжелательно молчала, а публика, как сообщала в письме сыну жена Ге, прямо перед картиной делались на партии, начинала спорить и ругаться до того, что не знакомые друг с другом люди готовы были наброситься друг на друга с кулаками.

Чуть позже журнал «Колосья» разразился убийственной рецензией:
«Где найти на этом лице выражение глубокой муки за человечество и ясного, радостного сознания своей исполненной миссии? Взгляните на картину и вы увидите… злого, несимпатичного еврея. Ничто не выдаёт не только Сына Божия, но даже просто гениального и благородного человека». Ге обвиняли в «пошлом реализме» и обзывали «самообольщающейся посредственностью».

В конце концов, после трех недель эскпонирования, «Что есть истина?» была со скандалом снята с выставки и исключена из каталога.
Таким было распоряжение императора Александра Третьего. Это означало, что картину запрещено показывать на территории России.

Павел Третьяков всерьёз высказывал опасения, как бы кто не уничтожил картину в экспозиции Третьяковской галереи, и, при всём уважении к Ге, отказался её покупать, чем вызвал негодование Льва Толстого, писавшего Ге о Третьякове: «Мне искренне было жаль его, что он по недоразумению упустит ту картину, во имя которой он скупает всю дрянь, надеясь на то, что, собрав весь навоз, попадёт и жемчужина».

Нашёлся, правда, энтузиаст – некто Н.Д. Ильин, присяжный поверенный по роду службы и фанатичный толстовец по призванию – который взялся организовать показы картины Ге в Европе и Соединённых Штатах. Это удалось осуществить. Но и там картину не поняли: очевидно, её время еще не пришло.

«Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890
Холст, масло. 233 × 171 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина с секретом

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, дочь писателя, в мемуарах упоминала, что картину «Что есть истина? Христос и Пилат» Ге написал поверх другой картины, тоже на библейскую тему. Та, первая, картина называлась «Милосердие» и изображала Христа и женщину-самаритянку у колодца. «Милосердие» было встречено публикой плохо, а Ге отнюдь не испытывал священного трепета перед собственными работами: картину, которая казалась ему неудачной, он легко мог записать, отрезать часть холста и даже бросить в мастерской под ноги.

В 2011-м году Третьяковская галерея проводила масштабную выставку Ге. К тому моменту появилась возможность проверить слова Татьяны Львовны при помощи рентгенограмм (их было сделано в процессе исследования не менее 30-ти) и других современных методик. Действительно, под красочным слоем картины «Что есть истина?» обнаружилось утраченное «Милосердие».

Округлое темное пятно, которое со временем проступило на картине между лицами героев картины «Что есть истина?», когда-то было головой Христа с картины «Милосердие», а женщину-самарянку Ге переделал в фигуру Христа. Полученная реконструкция «Милосердия» в 2011-м году экспонировалась рядом с картиной «Что есть истина?»

По материалам Сети

Автор основного текста и источник здесь
Источник 2 и цитаты здесь

РЕРИХ ТРУЛИМСЯ.jpg
И мы трудимся – Николай Рерих Рано утром, когда небо залито золотым солнечным светом, монахи с ведрами на коромыслах выходят из монастыря, который расположен высоко на горе. Медленно и спокойно они движутся к реке. Несмотря на то, что ноша их нелегка, они смиренно трудятся, зная о ценности труда, направленного на общее благо.

Их глубокая вера мастерски передается художником с помощью живописных средств. Первое, что замечает зритель, – это яркий золотистый цвет, который заливает все полотно. Подобно этому всепроникающему свету чувство гармонии, мира и благочестия рождается в усердном труде монахов.

Струящиеся очертания извилистой реки, наклоненные фигуры монахов и серповидные коромысла повторяются в округлых изгибах холмов. Ритмичность этих элементов придает картине особую легкость и таинственность и помогает передать то чувство равновесия и покоя, которое достигается в постоянном каждодневном труде.

Этой работой Рерих словно напоминает, что истинный смысл жизни понимается и достигается через идеалы, заключенные в наставлениях св. Сергия Радонежского, что в образной форме и было передано в каждой картине серии “Санкта”.

Tags: Вечные истины, Живопись, История, Мы и мир, Религия, Философия
Subscribe

Posts from This Journal “Философия” Tag

  • Свободны ли вы среди всеобщего рабства?

    В программе «Камо грядеши» виктор зонис и Валентин Продаевич

  • СВОБОДНЫ ЛИ ВЫ

    Дорогой читатель, мы живет во время, которое лично мною воспринимается как некий переход, с одного уровня на другой, как переход в другую…

  • УКРАИНА. ЯЗВЫ

    И вновь обращаюсь к статье из своей книги «Моя бессонница» , под названием «Украина.Язвы»( 9.06.22016г.). Пять лет назад…

  • НАШ МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

    Можно бесконечно долго созерцать звёздное небо, такое волшебное , завораживающее , таинственное и манящее. Ночное небо , усеянное россыпями звёзд…

  • Синдром приобретенного интеллектуального дефицита

    Н.К. Рерих. ВЕЛЕНИЕ НЕБА. 1915 К сожалению, прошлое - величественное и беспощадное - вечно преследует настоящее и пытается «сожрать»…

  • И палящий ветер - их доля из чаши....

    Н.К. Рерих. МЕЧ МУЖЕСТВА. 1912 Материя и время уплотняются. Люди, события, связи между ними словно втягиваются в одну большую воронку и…

  • Испытание на зрелость

    Так уж вышло, что вчера я несколько часов просидел, уткнувшись в экран мак-бука, а потом отправился в парк, вооруженный сообщением (это из…

  • О предназначение всякого человека

    «И мы трудимся», Николай Константинович Рерих Предназначение всякого человека – расцветать в неустанном труде, создавая пока…

  • Валентин Продаевич: Последняя война. Какой она будет?

    Сжигание тьмы - Николай Константинович Рерих. 1924. Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном…

Buy for 1 000 tokens
Дорогой читатель, мы живет во время, которое лично мною воспринимается как некий переход, с одного уровня на другой, как переход в другую реальность и другую жизнь. И для того , чтобы более ясно передать свои мысли, хочу обратить ваше внимание в далекое, далекое прошлое. В самые древние…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment