КОМАНДА777 (komanda777) wrote,
КОМАНДА777
komanda777

Миокарда флота глазами электромеханика Льва Рабиновича


Сегодня Лев Рабинович учит курсантов-электромехов Одесского колледжа технического флота принципам электрической индукции, как правильно соединять провода и не только. У него, судового электромеханика первого разряда, с морским стажем в полвека, есть что рассказать и передать будущим морякам

Лев Давидович сейчас на строгом больничном, тем не менее на встречу согласился сразу и предложил: «А давайте у нас в лаборатории» – в мореходке заведует лабораторией судовых автоматизированных электроприводов и электрических машин.
Лев Давидович встречает меня у входа и мы не спеша идем в учебный корпус. По пути от курсантов уважительное: «Здравствуйте, Лев Давидович», от преподавателей искреннее: «Как самочувствие?» Видно сразу – в почете у всех.


Спускаемся в лабораторию, а затем в личную «резиденцию» – электромеханическую мастерскую в 17 квадратов. Лев Давидович открывает окно проветрить комнату и приглашает присесть.
На стенах стенды – наглядные пособия, в каком порядке должны находиться инструменты электромеханика на судне, вдоль стен столы и стеллажи, на них всевозможные проводки, двигатели, обмотки, розетки и еще куча всего, в чем без труда разбираются ребята, а для меня – лес дремучий.

Птенцы «опериваются» здесь

– Ребята к нам приходят после 9 класса, – Лев Давидович присаживается на рабочее место, – два года проходят школьную программу, а на третьем курсе переходят к изучению специальности.
– Здесь они начинают мужать, обрастать перьями, так сказать, – улыбается.
У него своя методика, как эффективно обучить курсанта премудростям судовой электромеханики.
– Я их не заставляю учиться, заставить учиться невозможно! – зразу же уточняет.
– В первую очередь, – раскрывает простой секрет, – я ребятам объясняю, что такое техника электробезопасности, что можно, а что нельзя. Ведь это же электричество.
Когда азы усвоены, дает материал посложнее: устройство и работа электрических приборов, генераторов, электростанций, схемы, трансформаторы…
– Тут уже они за голову берутся, – смеется Лев Давидович.
– И..?
– И я им тогда советую: старайтесь ребята, иначе дальше упретесь лбом в стену. Чем больше будете работать над собой, тем легче будет.
И потом, добавляет, на судне судовых механиков несколько, а электромеханик один. Ответственность громадная: все должно работать исключительно безотказно.
– Поэтому заостряю внимание на том, что они в дальнейшем должны будут сами соображать и думать, как обеспечить работу судна, и, соответственно, благополучие людей на борту, безопасность мореплавания, сохранность груза и судна.
Конечно, признается, курсанты есть разные.
– Есть ребята, – уточняет, – у которых, как говорят в Одессе, всегда есть пару слов, что сказать – есть вопросы. А раз есть вопросы, значит, он действительно хочет знать, что к чему.
– Ну а если, ты не спросил, – восклицает, – значит, ты и дальше знать не будешь! Иначе двигаться вперед невозможно!

Техническое творчество

Для будущих электромехов в колледже есть занятия и вне учебное время.
– Минуточку… – Лев Давидович перелистывает бумаги на столе. – Ага, вот, список группы технического творчества.
– Из каждой группы, – рассказывает о работе кружка, – я стараюсь выявить ребят, которые думают своей головой и хотят что-то делать своими руками.
Ребята сами придумывают различные модели и воплощают творческие идеи в жизнь.
За годы работы кружка успели сотворить немало, улыбается Лев Давидович.
– Вот, – показывает на фото логотип лицея с бегающей по контуру светящейся светодиодной змейкой, – в прошлом году сделали электронную модель эмблемы колледжа.
– А это, – показывает следующее фото, – панель солнечной энергии.
 Задача была, рассказывает, создать несколько моделей альтернативной энергии. Ребята помозговали и сконструировали панель 1,20 м на 60 см. Испытания, убеждает, прошли успешно: вырабатываемая панелью энергия заставила крутиться маленькие двигатели.
Создали и мини-ветрогенератор.
– Крутит небольшие моторчики и светодиодную панель примерно на полсотни лампочек, – уточняет.
Еще одно «ноу-хау» юных электромехов – модель беспроводной электроэнергии. С виду такая себе невысокая тубмочка-обмотка.
– Работает по принципу электрической индукции, – Лев Давидович показывает очередной снимок. – На небольшом расстоянии от нее свободно работает светильник.
– Авторов изобретения назовете?
– Сразу говорю – не забудете, – с улыбкой прищуриваясь, предупреждает преподаватель.
– Один из них – третьекурсник Михаил Ломоносов.
В прошлом году, рассказывает, было 18 курсантов. В этом году желание творить изъявили уже 14 электромехаников.
– А без этого нельзя, – Лев Давидович качает головой, – ребята должны учиться. Им предстоит самостоятельная жизнь на флоте.

50 лет на флоте – есть о чем рассказать

В колледже Лев Давидович преподает последние 8 лет. Но за плечами у него, электромеханика первого разряда, 50 лет хождения по морям-океанам.
– Мой путь был не прост… – Лев Давидович на несколько секунд замолкает и не спеша, словно перелистывая страницы памяти, ведает мне свою историю жизни.
Родился в Балте в обычной «сухопутной» семье. Но море манило с детства – часто до полуночи, вспоминает, зачитывался романами Жюля Верна, все приключения Робинзона Крузо переживал вместе с героем.
– Вот так и угораздило стать моряком, – добавляет.
Едва отучившись восемь классов, в 54-ом 17-летний Лев с двумя друзьями, такими же романтиками, отправились в Севастополь поступать в школу вспомогательного военного флота.

– Это я, – протягивает маленькую черно-белую фотокарточку. На фотографии не возрасту серьезный с пронизывающим взглядом курсант в форме и фуражке с надписью «Черноморский флот». Машинально переворачиваю фото и читаю: «На долгую и добрую память мамочке от сына Лени…».
– А почему Лени? Вы же Лев, – недоумеваю.
– В семье меня называли Леней, а когда получал паспорт, узнал, что на самом деле я – Лев, – смеется одессит из Балты.
В общем, рассказывает дальше, поступили. Во время практики, их новобранцев,  направили в Одессу и Новороссийск участвовать в разминировании морского пути.
– Тогда было, – вспоминает, – что теплоходы по Крымско-Кавказской линии ночью не ходили. Останавливались на рейде возле какого-нибудь порта.
– В то время еще всплывали, – разъясняет, – донные мины со Второй мировой. А ночью напороться на что-то можно было в два счета. Поэтому все стояли, и только утром  снимались с якорей и шли дальше.
После учебы направили работать в Одессу – в техфлот. Десять лет поднимал техническую мощь морской державы. Потом – работа в китобойной флотилии в Антарктике, старшим электромехаником на непотопляемом «ваньке-встаньке» – охотнике «Бодрый-25».
– Проработал три года, так что китам немного вреда нанес, – улыбается моряк.
А потом был Северный Ледовитый океан, море Лаптевых. Пять лет работы на грузовых судах типа «река-море» и ледоколе «Капитан Белоусов».
– Мне даже предлагали заякориться там, квартиру давали в Якутске, но жена, когда услышала, только и воскликнула: «Шутишь, что ли!!!», – смеется.
Одновременно приглашали и в Азовское пароходство. Подумал и решил – быть Азову! Работал, рассказывает, на лесовозах – возили древесину из Новороссийска в Европу.
Затем, волею судьбы, оказался в иностранной компании – ходил на Великих озерах, в Африку, Австралию. «Под флагом» проработал больше 10 лет. Вернулся домой. Дома «покрутился-покрутился» и тут очередное приглашение – в Торговый флот Донбасса.
Там Льва Давидовича направили в Констанцу. 7,5 месяцев отработал он на своей давней мечте – балкере «Авдеевка». После окончания контракта списался на берег... окончательно.
– Жена сказала: – шутливо оправдывается моряк, – «Сколько ты будешь так. Надо же пожить еще».
А через пару лет знакомый пригласил «подсобить» Колледжу техфлота с электромеханической лабораторией.
– Вот так я и стал сотрудником колледжа, – смеется.

О романтике на море и флотских «пирогах»

– Лев Давидович, какой он был, моряк тех лет?
– Если по себе судить – я был романтиком. Если кого-то интересовали тряпки, то я хотел увидеть что-то новое.
– Что только стоило увидеть этого кита, – вспоминает.
– Конечно, – соглашается, – хотелось и одеться достойно, не без этого.
Сегодня, признает, романтики на флоте практически нет.
-– Во-первых, наш флот исчез вообще. Украина – морская держава – без флота, но с моряками! – Лев Давидович приподнимает брови, в энный раз удивляясь сказанному.
– Все ушло, как будто ничего и не было… – с сожалением качает головой.
– Но надежда есть?
– Я курсантам говорю: «Есть надежда, ребята. Возродится украинский флот и вы будете востребованы».  Но говорю это больше для того, чтобы они что-то почувствовали.
– А сами-то что думаете?
– Это будет, но нескоро, пройдут десятилетия. Что нужно? Нужно, чтобы каждый был на своем месте. Нужны создатели, а не статисты.
– Крылов был очень прав: – Лев Давидович припомнил напоследок басню, – «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Лариса Ерошкина, moryakukrainy , № 45 от 19 ноября
Tags: Курсанты
Subscribe

Buy for 1 000 tokens
Дорогой читатель, мы живет во время, которое лично мною воспринимается как некий переход, с одного уровня на другой, как переход в другую реальность и другую жизнь. И для того , чтобы более ясно передать свои мысли, хочу обратить ваше внимание в далекое, далекое прошлое. В самые древние…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments