You are viewing komanda777

Tired of ads? Upgrade to paid account and never see ads again!

Предыдущая публикация | Следующая публикация

Оригинал взят у moryakukrainy в Александр Токарев: Одессу нужно украшать

C известным одесским скульптором Александром Токаревым, автором памятников «Жене Моряка» на Одесском вокзале, Утесова и Уточкина на Дерибасовской, «Зеленого фургона» и «Антилопы Гну» в саду скульптур, «Апельсина» и многих других, мы встретились в его просторной мастерской. В огромной зале «многолюдно».


Зеленый фургон


Бюсты известных одесситов, скульптуры, композиции смотрят со стеллажей, полок, постаментов. У каждого своя история, тема, «взгляд», отраженный внутренним миром художника.

Самой дорогой из своих работ Александр Токарев считает скульптуру «Похищение Европы». Мы насчитали больше пяти разных композиций прекрасной Европы и могучего быка. Одна из них стала украшением 9-й станции дороги на Большой Фонтан.

 О европейскости Одессы он «прокричал» еще в Союзе

– Она делалась на одном дыхании. В свободной композиции, без персонификации, привязки к чему-либо, – говорит автор. – Когда я приехал в Одессу в 1977 году после учебы в Ленинграде, я ощутил свободолюбивую атмосферу. И пришел к тому, что эта тема очень близка Одессе.

Тем более что она популярна в Европе, нашла отражение в творчестве многих художников: Веронезе, Рембрандта, Рени, Буше, Моро, Серова. Это изображение есть на реверсе 2-евровой монеты Греции. Актуальна она и для Одессы как европейского города. Украина рождена под знаком Тельца; она входит в европейскую семью свободных государств. Используя греческую легенду, я вывел современную концепцию этого мифологического сюжета: телец несет прекрасную Одессу в Европу. И одесситы буквально сразу же оценили ее. Мы только установили скульптуру, как подъехали молодожены и возложили цветы.

О популярности композиции «Похищение Европы» свидетельствуют натертые до блеска гениталии быка, которые по сложившейся легенде дают мужскую силу и крепость брака.

 

  Впрочем, такой традиции нигде, кроме Одессы, не наблюдаются. В то же время многие памятники Александра Токарева также «прикасаемы». К бронзовому Утесову на Дерибасовской не устают садиться на коленки. Его обнимают, как родного. Фотографируются под руку с Александром Пушкиным возле музея поэта на Пушкинской, 13. Обнимают за талию грациозную «Жену Моряка» на морвокзале. Скульптор называет такие памятники «живыми».

– Они размером в рост человека, – уточняет Александр Токарев, – и люди воспринимают их, как своих.

 Когда устанавливали скульптуру на морвокзале, сбежались люди. Одна женщина стала кричать: «Это она морячка? Я жена моряка. А это кто?» Она обращалась к ней, как живой, – отмечает скульптор. – И это было замечательно.

 
О женщине-морячке замолвил слово с большой буквы

 

С воплощением памятника «Жене моряка» возникло немало вопросов. В первую очередь, где ее поставить. Я подумал, что только у моря, причем в состоянии ожидания. В другой части города она была бы только женщиной. Возле гостиницы тоже нельзя было. Скульптор должен предусмотреть двойные прочтения. Поэтому она стоит спиной к отелю, навстречу морю и пароходам.

Еще один нюанс – женщина должна ребенка обнимать. И в то же время он, как будто идет к папе, к пароходу. Пришлось создать иллюзию набережной, проработать все детали. Я думаю, ситуация получилась естественной.

  Кстати, позировала для композиции «Жена моряка» соседка художника, тогда балерина. Для нее было счастьем, что ее черты будут угадываться в такой символичной скульптуре.

«Морячка» оказалась грациозной и достаточно молодой. Не то, что в Новороссийске, где местный скульптор придал героине роскошные формы зрелой женщины.

 От героев, разрывающих тельняшки, к Утесову и Уточкину

Скульптор угощает чаем с настоящим вилковским (придунайским) медом. Недавно побывал в липованских краях, где есть его авторская работа – памятник первопроходцу – основателю Вилково. В нем автор воплотил обобщенный образ рыбаков-вилковчан, с которыми не раз приходилось встречаться. Несколько лет назад работа Александра Токарева была установлена в Тирасполе – памятник российской императрице Екатерине II. На очереди проект, посвященный инженеру-строителю одесского порта Францу де Волану.

 Классика переживет все, это доказано временем, – убежден скульптор. – Во все эпохи ценилась скульптура, задача которой не только украсить экстерьер, но и воспитательная. Греки ставили на границах своих завоеваний скульптуры, чтобы утвердить свои территории. Когда человек видит огромную скульптуру, у него сразу возникает вопрос, какому государству она принадлежит. Одним из первых декретов Ленина в Октябрьскую революцию, наряду с декретами о мире и хлебе, был акт о монументальной пропаганде. Он действовал вплоть до развала Советского Союза.

 
        Антилопа Гну....

Мне тоже приходилось ваять вождей и воинов-освободителей. Но сейчас новое время. Украине, Одессе нужна другая скульптура.

Из героев, разрывающих тельняшки, мы перешли к Утесову, Уточкину, менее помпезным и более человечным памятникам.


Памятник Гоцману


В последнее время в Одессе устанавливается много памятников. Кто-то даже сказал, что Одессу можно занести в Книгу рекордов по количеству монументов. Это неправда. Я был в Люксембурге, где художники на День города подарили 37 скульптур. Это и фонтан профессий, где изображены люди различных специальностей. И солнечные часы, и пастушок со свиньями. Особенно меня тронула композиция обыкновенной семьи: мужа, жены, детей, которые идут тебе навстречу. В Европе не стесняются украшать свои города. И также мы должны относиться к Одессе.

 Сейчас Александр Токарев вынашивает новые проекты.

– Идея приходит, как облачко, – рассуждает художник. – Увидел облачко на небе и изобразил. А как это у тебя получилось… Есть такой проект «Кот-неудачник». Представьте себе картинку: кот ползет, подкрадывается, прыгает на стайку голубей – и промазывает, – рисует художник. – Я уже сделал эскиз. Но боюсь, что нужно будет отказаться от хрупких деталей. Мы живем сейчас в дикое время, когда могут поломать, отпилить, сдать на металлолом. Поэтому защита от вандализма – крепкие устойчивые композиции. В какие времена такое было? Но, тем не менее, скульптура в городе должна быть – для культурного и нравственного развития.

 Прощаюсь с популярным мастером, согретая горячим чаем и душевной теплотой.

– Сейчас еду на родину, на Кубань, – говорит скульптор, – удивительное место, обитель казаков, так сказать, российский Техас. Вот где всегда жили свободолюбивые, сильные духом люди. А потом снова за работу. Ведь надо же украшать Одессу!

 

Справка

Александр Токарев – одесский скульптор. Родился в Краснодарском крае (Россия). В 1977 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина.

Член НСХУ(1980г.). Заслуженный художник Украины (2004 г.).

Работы находятся в музеях и частных коллекциях различных стран.

Беседовала Инна Ищук


Buy for 10 tokens
Колыбель. Пеленки. Плач. Слово. Шаг. Простуда. Врач. Беготня. Игрушки. Брат . Двор. Качели. Детский сад. Школа. Двойка. Тройка. Пять. Мяч. Подножка. Гипс. Кровать. Драка. Кровь. Разбитый нос. Двор. Друзья. Тусовка. Форс. Институт. Весна. Кусты. Лето. Сессия. Хвосты. Пиво. Водка. Джин…

ПОИСК по меткам

Календарь

June 2015
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek