You are viewing komanda777

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у moryakukrainy в Александр Токарев: Одессу нужно украшать

C известным одесским скульптором Александром Токаревым, автором памятников «Жене Моряка» на Одесском вокзале, Утесова и Уточкина на Дерибасовской, «Зеленого фургона» и «Антилопы Гну» в саду скульптур, «Апельсина» и многих других, мы встретились в его просторной мастерской. В огромной зале «многолюдно».


Зеленый фургон


Бюсты известных одесситов, скульптуры, композиции смотрят со стеллажей, полок, постаментов. У каждого своя история, тема, «взгляд», отраженный внутренним миром художника.

Самой дорогой из своих работ Александр Токарев считает скульптуру «Похищение Европы». Мы насчитали больше пяти разных композиций прекрасной Европы и могучего быка. Одна из них стала украшением 9-й станции дороги на Большой Фонтан.

 О европейскости Одессы он «прокричал» еще в Союзе

– Она делалась на одном дыхании. В свободной композиции, без персонификации, привязки к чему-либо, – говорит автор. – Когда я приехал в Одессу в 1977 году после учебы в Ленинграде, я ощутил свободолюбивую атмосферу. И пришел к тому, что эта тема очень близка Одессе.

Тем более что она популярна в Европе, нашла отражение в творчестве многих художников: Веронезе, Рембрандта, Рени, Буше, Моро, Серова. Это изображение есть на реверсе 2-евровой монеты Греции. Актуальна она и для Одессы как европейского города. Украина рождена под знаком Тельца; она входит в европейскую семью свободных государств. Используя греческую легенду, я вывел современную концепцию этого мифологического сюжета: телец несет прекрасную Одессу в Европу. И одесситы буквально сразу же оценили ее. Мы только установили скульптуру, как подъехали молодожены и возложили цветы.

О популярности композиции «Похищение Европы» свидетельствуют натертые до блеска гениталии быка, которые по сложившейся легенде дают мужскую силу и крепость брака.

 

  Впрочем, такой традиции нигде, кроме Одессы, не наблюдаются. В то же время многие памятники Александра Токарева также «прикасаемы». К бронзовому Утесову на Дерибасовской не устают садиться на коленки. Его обнимают, как родного. Фотографируются под руку с Александром Пушкиным возле музея поэта на Пушкинской, 13. Обнимают за талию грациозную «Жену Моряка» на морвокзале. Скульптор называет такие памятники «живыми».

– Они размером в рост человека, – уточняет Александр Токарев, – и люди воспринимают их, как своих.

 Когда устанавливали скульптуру на морвокзале, сбежались люди. Одна женщина стала кричать: «Это она морячка? Я жена моряка. А это кто?» Она обращалась к ней, как живой, – отмечает скульптор. – И это было замечательно.

 
О женщине-морячке замолвил слово с большой буквы

 

С воплощением памятника «Жене моряка» возникло немало вопросов. В первую очередь, где ее поставить. Я подумал, что только у моря, причем в состоянии ожидания. В другой части города она была бы только женщиной. Возле гостиницы тоже нельзя было. Скульптор должен предусмотреть двойные прочтения. Поэтому она стоит спиной к отелю, навстречу морю и пароходам.

Еще один нюанс – женщина должна ребенка обнимать. И в то же время он, как будто идет к папе, к пароходу. Пришлось создать иллюзию набережной, проработать все детали. Я думаю, ситуация получилась естественной.

  Кстати, позировала для композиции «Жена моряка» соседка художника, тогда балерина. Для нее было счастьем, что ее черты будут угадываться в такой символичной скульптуре.

«Морячка» оказалась грациозной и достаточно молодой. Не то, что в Новороссийске, где местный скульптор придал героине роскошные формы зрелой женщины.

 От героев, разрывающих тельняшки, к Утесову и Уточкину

Скульптор угощает чаем с настоящим вилковским (придунайским) медом. Недавно побывал в липованских краях, где есть его авторская работа – памятник первопроходцу – основателю Вилково. В нем автор воплотил обобщенный образ рыбаков-вилковчан, с которыми не раз приходилось встречаться. Несколько лет назад работа Александра Токарева была установлена в Тирасполе – памятник российской императрице Екатерине II. На очереди проект, посвященный инженеру-строителю одесского порта Францу де Волану.

 Классика переживет все, это доказано временем, – убежден скульптор. – Во все эпохи ценилась скульптура, задача которой не только украсить экстерьер, но и воспитательная. Греки ставили на границах своих завоеваний скульптуры, чтобы утвердить свои территории. Когда человек видит огромную скульптуру, у него сразу возникает вопрос, какому государству она принадлежит. Одним из первых декретов Ленина в Октябрьскую революцию, наряду с декретами о мире и хлебе, был акт о монументальной пропаганде. Он действовал вплоть до развала Советского Союза.

 
        Антилопа Гну....

Мне тоже приходилось ваять вождей и воинов-освободителей. Но сейчас новое время. Украине, Одессе нужна другая скульптура.

Из героев, разрывающих тельняшки, мы перешли к Утесову, Уточкину, менее помпезным и более человечным памятникам.


Памятник Гоцману


В последнее время в Одессе устанавливается много памятников. Кто-то даже сказал, что Одессу можно занести в Книгу рекордов по количеству монументов. Это неправда. Я был в Люксембурге, где художники на День города подарили 37 скульптур. Это и фонтан профессий, где изображены люди различных специальностей. И солнечные часы, и пастушок со свиньями. Особенно меня тронула композиция обыкновенной семьи: мужа, жены, детей, которые идут тебе навстречу. В Европе не стесняются украшать свои города. И также мы должны относиться к Одессе.

 Сейчас Александр Токарев вынашивает новые проекты.

– Идея приходит, как облачко, – рассуждает художник. – Увидел облачко на небе и изобразил. А как это у тебя получилось… Есть такой проект «Кот-неудачник». Представьте себе картинку: кот ползет, подкрадывается, прыгает на стайку голубей – и промазывает, – рисует художник. – Я уже сделал эскиз. Но боюсь, что нужно будет отказаться от хрупких деталей. Мы живем сейчас в дикое время, когда могут поломать, отпилить, сдать на металлолом. Поэтому защита от вандализма – крепкие устойчивые композиции. В какие времена такое было? Но, тем не менее, скульптура в городе должна быть – для культурного и нравственного развития.

 Прощаюсь с популярным мастером, согретая горячим чаем и душевной теплотой.

– Сейчас еду на родину, на Кубань, – говорит скульптор, – удивительное место, обитель казаков, так сказать, российский Техас. Вот где всегда жили свободолюбивые, сильные духом люди. А потом снова за работу. Ведь надо же украшать Одессу!

 

Справка

Александр Токарев – одесский скульптор. Родился в Краснодарском крае (Россия). В 1977 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина.

Член НСХУ(1980г.). Заслуженный художник Украины (2004 г.).

Работы находятся в музеях и частных коллекциях различных стран.

Беседовала Инна Ищук


promo komanda777 may 8, 21:00 1
Buy for 10 tokens

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel